Вот и закончились государственные экзамены в школах, и выпускники нашего района скоро пополнят ряды студентов России.
Хорошо помню эту пору своей жизни и хочу поделиться студенческими воспоминаниями.
Сдавал я документы в Башкирский госуниверситет. За два дня до экзаменов у меня появился огромный фурункул, так что ни сидеть, ни спать на спине я не мог. Пошел на первый устный экзамен по физике. Взял билет, мне говорят: «Садитесь, подготовьтесь», я говорю: «Можно стоя?». Слышу в ответ: «Пожалуйста». Вышел отвечать опять стоя. Получил оценку «4»: немного неправильно решил задачу.
Следующий экзамен по математике сдавали письменно. Время на это отведено три часа, но я не мог сидеть и десяти минут! Никому не сказал о своем недуге, взял задание и пошел в общежитие. Все задачи решил за час, но их уже не сдашь комиссии. Ожидая выдачи документов, я пошел в больницу по ул. Пушкина, где мне оказали необходимую помощь так, что на следующий день я почувствовал себя здоровым.
Тут объявился представитель Стерлитамакского пединститута с известием, что там объявили второй поток вступительных экзаменов. Если мы завтра утром приедем в институт - успеем на испытания. На раздумье не было времени! Ночным поездом, в переполненном общем вагоне, мы, несколько человек, под утро прибыли в Стерлитамак. Кстати, в этот город я приехал впервые, а остался на долгих 22 года!
Кое-как разыскали институт, нашли комнату приемной комиссии, где сказали, что экзамены начнутся через минуту, забрали наши документы скопом в охапку и провели в аудиторию. Тогда сдавали экзамены по пяти предметам, которые я сдал на «4» и «5».
И вот я уже студент, только незадача: мне не дали место в общежитии, а что сам из многодетной семьи, отец погиб на фронте, не принималось в расчет. Зато дали стипендию - целых 22 рубля в месяц!
Разыскал я квартиру за рекой Ашкадар, это в нескольких километрах от места учебы, приходилось добираться пешком (вот и здоровый образ жизни!). За койку платил 7 рублей, в комнате жили четыре человека. Никакой помощи от семьи не было: мать старая, у братьев и сестер своих забот полон рот. Приходилось разгружать вагоны, пилить дрова и выполнять другие хозяйственные работы по найму. Питались хлебом да чаем.
Мне повезло, что со второго курса я пошел работать учителем физики и математики в вечернюю школу, так как еще до института имел опыт работы преподавателем. К слову, по совместительству в вечерних школах я работал почти до пенсии. Школа была на окраине города, приходилось добираться с двумя пересадками, возвращался далеко за полночь, а утром - занятия, еще надо успеть подготовиться к занятиям в школе и институте. Годы молодые, недосып был привычен. Успевал посещать драмкружок и научные студенческие общества.
Вскоре заметили мои старания, выдвинули в комскомитет, избрали секретарем комсомольской организации факультета, приняли в коммунистическую партию. Как секретарь комсомольской организации я организовывал летние студенческие лагеря, туристические походы по родному краю, летние каникулы проводил в пионерских лагерях отрядным вожатым. Это были незабываемые годы!
Не дали мне доучиться: с четвертого курса призвали в ряды Советской армии, 37 месяцев отдал защите Родины.
Вернувшись в институт, узнал о больших переменах: во-первых, изменилась учебная программа, во-вторых, добавились новые предметы. Я перешел на занятия по индивидуальному плану и по предложению горкома партии стал работать в ГПТУ заместителем директора по воспитательной работе.
Закончил я институт нормально, почти без троек, по распределению меня оставили на кафедре физики родного учебного заведения. Через два года я понял, что из меня не получится крупного ученого и снова вернулся в систему профтехобразования на целых 16 лет.
Нашим будущим студентам я желаю успешной учебы, настойчивого стремления к знаниям и науке. Хочется верить, что их путь будет менее тернистым, но более плодотворным.