Все новости
9 Августа 2019, 18:00

Построили полвека назад, а служит до сих пор

Об истории района рассказывают архивные документы и куюргазинцы

Традиционно второго воскресенья августа в России отмечают День строителя.


1975 год. Передовики Куюргазинской МСО.

Слева-направо 1 ряд: Иван Петров – токарь, Василий Михелев – бригадир хозрасчетной бригады, Анна Борисова – бетонщица, Полина Ивановна Щербатова – бухгалтер, Федор Жогов – председатель МСО, Мария Спирина – подсобная рабочая, Петр Родивилов – главный инженер, Николай Петров – бригадир хозрасчетной бригады.

Второй ряд: Таисия Миркиданова – подсобная рабочая, Роза Васильева – каменщик, Василий Никитенко – шофер, Николай Арзамасов – электрик, Александр Леонов – слесарь-моторист, Николай Самойлов – столяр, бригадир хозрасчетной бригады, Семен Иванов – слесарь на полигоне, заплетчик стальных канатов, Владимир Филонин – мастер строительных бригад. Фотографии из архива В. И. Мишустина


Капитальное строительство на территории Куюргазинского района особенно бурно начало развиваться после создания в 1959 году межколхозной строительной организации, созданием которой предусматривалось обновить производственные базы колхозов района и обеспечить жильем колхозников.


В начале 60-х годов было развернуто строительство социально-культурных объектов: школ, клубов, медпунктов, детских садов, магазинов. Район стал избавляться от проселочных дорог, началось строительство гравийных шоссе.


В 2019 году исполнится 40 лет со дня ввода в эксплуатацию здания гаража МСО Ермолаево, размером 36 х 18 метров, для габаритной техники: тракторов К – 700, автокранов, цементовоза.


Изначально место не было пригодно для строительства: много родников, болотистое, поэтому решили забить сваи через каждые полтора метра и на них ставить стены. Кстати, по тому же принципу было построено и современное здание поселкового совета, а прежде чем подъезжать к месту стройки, его засыпали горным гравием.


Уникальность гаража - в конструкции облегченной крыши, проект которой подсмотрели у коллег из Ростовской области. Евгения Степанова, впоследствии лауреата Государственной премии 1978 года, отправили в командировку в Каменское СМУ Ростовской области, здесь в голом поле строили коровник с облегченной конструкцией кровли, один из проектов им не подходил – они отдали его коллегам из Ермолаево.


Металлодеревянные конструкции, а на языке строителей – фермы, пролетом 18 метров, изготавливались токарями, фрезеровщиком, сварщиком и плотниками бригады Евгения Федоровича Степанова МСО Ермолаево. Надо отметить, что бригада состояла из молодых, сильных и добросовестных ребят.


Конструкцию из деревянных брусков утеплили минеральными плитами, обшили чистым тесом, была произведена огнезащитная пропитка – во время приемки здания пожарные службы даже поджигали, чтобы проверить огнестойкость. К гаражу сделали двухэтажный пристрой. На первом разместился производственный отдел и отдел кадров, медпункт, где обследовали водителей перед рейсом; на втором этаже – «красный уголок», где проводили собрания, праздники. Многих из тех, кто принимал участие в изготовлении и монтаже, уже нет в живых, а построенное 40 лет здание служило верой и правдой и прослужит еще столько же. В настоящее время здание занимают предприятия «Медикор» и «Куюргазастрой», я посоветовал перекрыть кровлю, чтобы продлить срок жизни здания.


Первым председателем МСО был Федор Николаевич Жогов, он отдал 21 год жизни этой работе, на него легла вся тяжесть становления предприятия. Федора Николаевича пригласили возглавить предприятие из Куюргазинского зерносовхоза. Несмотря на то, что по образованию зоотехник, он обладал практическими навыками руководства, строго соблюдал решения Совета МСО, Устава, решения Башмежколхозстройобъединения (БМКСО). За работу он был награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знаком Почета».


Рабочий день начинался задолго до прихода рабочих: рано утром проходила планерка с инженерами, техниками, мастерами, прорабами. Сначала подводили итоги предыдущего дня, все отчитывались, определяли проблемы, к приходу рабочих уже был готов план на день. Выполнять планы: месячные, квартальные, годовые – строгое требование времени. До каждой бригады был доведен годовой план – рабочие знали, что и когда они строят, какую получат зарплату. За сокращение сроков строительства выплачивалась премия.


Учебных заведений для строителей тогда не было: сначала человек был подсобником, учился у квалифицированного рабочего, когда осваивал все этапы профессии, начинал работать самостоятельно. С рабочих строго спрашивали за соблюдение строительных норм, а за основу брали два правила: следить за вертикальной и горизонтальной линиями – это дает качество. Спрашивали очень строго, результат – дома стоят до сих пор, нет ни трещинки.


ЗИС- 5 везет рабочих на работу. Фотографии из архива В. И. Мишустина


Так как МСО была создана для развития колхозов, бригады выезжали на строительство на шесть дней от семьи, в субботу был короткий рабочий день, уезжали домой. Возили людей на машине ЗИС – 5 – первой автомашине, которая была приобретена в МСО. Автобус появился намного позже, только в 70-е годы бригады стали возить каждый день.


Обеспечение строительными материалами ложилось на плечи председателя – кирпич, лес, цемент. Снабженцы везли гвозди из Белорецка, шифер из Стерлитамака.


Ежегодно по итогам работы председатель МСО отчитывался перед членами Совета о финансово-хозяйственной деятельности, распределялась прибыль – она шла на расширение производственной базы, улучшение его финансово-хозяйственной деятельности, строительство жилья для работников МСО.

Предприятия в то время выживали, как могли, очень важно было развивать производственную базу. Федор Николаевич Жогов был справедливым и дальновидным руководителем, сам из семьи рабочих, участник войны. Он не делал поблажки и своим родственникам, из которых сложилась династия: Владимир Николаевич работал конюхом, водителями были Евгений Владимирович, Александр Владимирович, Михаил Евгеньевич, Виктор Евгеньевич, автокрановщиком был Владимир Евгеньевич, Елена Григорьевна – бетонщик полигона – все Жоговы. В плеяду Жоговых входили семьи Семеновых и Борисовых.


Полигон железобетонных изделий пущен в эксплуатацию в апреле 1968 года, первым начальником был Михаил Задерновский. Благодаря его большому опыту была произведена реконструкция полигона, в пять раз была увеличена мощность выпускаемой продукции: с двух тысяч кубометров железобетонных конструкций в год до десяти тысяч кубометров. Увеличили и длину выпускаемых изделий – до девяти метров.


Для работы полигона нужна была вода – пробурили скважину в Мокром Логе, она пошла и на полигон, и в жилые дома, кроме этого, появилась возможность проложить теплотрассу и подвести отопление в квартиры. За сорок лет было построено 120 квартир по улицам Калинина и Жукова. Все они были ведомственные: человек пользовался ими, пока работал в МСО. Двадцать два многоквартирных дома и два четырехквартирных были построены из керамзито-бетонных панелей толщиной 40 см и облицованы снаружи в полкирпича. В то время это было новаторским методом, руководство не разрешило его поставить на поток, так как не было согласования «сверху». Дома до сих пор в хорошем состоянии, теплые, сухие.


За сорок лет Куюргазинская МСО построила в колхозах района 58 коровников, 45 телятников, 39 свинарников, 23 зерносклада, 138 жилых дома, 7 детских садов, 21 котельную, 22 школы, 13 клубов, больницу в колхозе имени Кирова, в каждом колхозе – по кошаре на 800 голов и по одной птицеферме.


Ермолаево на 60% было отстроено МСО. За высокие производственные показатели в социалистическом соревновании среди организаций БМКСО Куюргазинское предприятие 38 раз поощрялось руководством БМКСО, 14 раз Башкирский обком КПСС и Совет Министров БАССР награждали переходящим Красным Знаменем, которое впоследствии было оставлено на вечное хранение.


Нельзя не сказать и об ошибках государства в проведении политики в отношении села и деревень. Начиная с пятидесятых годов наблюдается значительный отток населения из сельской местности. Связано это было и с экономическими причинами, стремительным развитием промышленности, требовавшим все больше рабочих рук. Рост городов Кумертау, Мелеуза, Салавата происходил за счет крестьян окрестных деревень.


Василий Мишустин


Справка: Василий Иванович Мишустин в МСО начал работать водителем с 1964 года, в 1966 году он стал мастером-прорабом. С 1971 его поставили начальником производственно-технического отдела, а с 1981 года возглавил работу МСО. Все свои знания и опыт отдал родному предприятию, будучи на пенсии, ведет активную общественную жизнь в Совете ветеранов. Любовь к родному предприятию, забота о сохранении памяти людей, чьим трудом было построено половина Куюргазинского района, помогли Василию Ивановичу собрать богатейший исторический материал.
Читайте нас в