Все новости
21 Октября 2019, 12:00

Строили дороги вручную, выручали лошади

Об истории района рассказывают куюргазинцы и архивные материалы

Исторические документы гласят: когда-то через село Ермолаево пролегала Екатерининская дорога. Её из булыжника строили обычные крестьяне.
Дорожные рабочие, трактористы, водители, дорожные мастера, сварщики, слесари, крановщики, бульдозеристы, экскаваторщики, инженеры, прорабы, сметчики, проектировщики. И это ещё не весь перечень специалистов, задействованных сегодня в строительстве дорог.

Как зарождалось дорожное хозяйство в Куюргазинском районе, расскажем в сегодняшней публикации.
В период организации нашего района в 1935 году было принято решение о создании ремонтно-дорожного отдела. В его состав вошли 13 человек.
Спецтехники тогда не было, приходилось работать только ручным инструментом. Транспорт тоже отсутствовал, выручали лошади. Да и в бюджете были большие дыры, поэтому о финансовом обеспечении и не шло речи. На дороги выделялись незначительные суммы. Так было проложено

22 километра дороги Ермолаево - Тюканово.
Наряду с землями Баймакского, Зианчуринского, Федоровского районов земли Куюргазинского района подвержены водной эрозии. Площадь подверженных эрозии почв составляет 122 тысячи гектаров. О качестве дорог в те годы можно было только мечтать! Но трудились на совесть.
В 1939 году произошла реорганизация дорожно - транспортного отдела в производственно-дорожный участок (ПДУ). Созданному участку было поручено начать строительство дорог Ермолаево - Якшимбетово и Ермолаево - Маячный.
В послевоенные годы и до шестидесятых годов по всей стране строились лишь основные общесоюзные и республиканские дороги.

ПДУ в Кумертауский производственно - дорожный участок №1374 был переименован в 1965 году. Первым руководителем назначен Николай Данилович Щербатов.
На 60-70-е годы приходится пик дорожного строительства в СССР и в Башкирии. Начинается выделение значительных средств в эту область. Дорожники получили современную по тем временам технику. Основные трудоемкие работы механизировались.

- Для прокладки дорог и на починку мостов колхозы должны были выделять людей, лошадей. Межколхозстрой, как и другие хозяйства, тоже прикладывал свои силы, - говорит Василий Иванович Мишустин, житель села Ермолаево. – Хорошо помню руководителя дорожного управления Николая Нефёдовича Коршунова. Он артиллерист, участник Великой Отечественной войны, дошел до Германии, а потом был отправлен на Японскую войну. Между прочим, дорожный отдел находился у нас в Ермолаево на месте, где сейчас инкубатор. Огородов там раньше не было.

Вспомним и о других руководителях ДРСУ. Юрий Михайлович Жогов был директором с 1972 по 1975 годы. При нем построен мост на хлебоприемный пункт. После Жогова руководил предприятием Виктор Константинович Селищев, потом Рашит Васильевич Яппаров, Николай Ильич Лунёв.
В 70-80-е годы ускоренными темпами укрепляется материально-техническая база дорожно - строительного предприятия, вводятся в действие

10 асфальтобетонных заводов по всей республике. Начинается строительство дорог с асфальтобетонным покрытием. Так, под руководством Валерия Григорьевича Винокурова (директор с 1983 по 1994 год) открылся первый асфальтобетонный завод в Куюргазинском районе. Его производительность составляла 20 тонн в час. Также участок № 1374 оснастился парком дорожно-строительной и специальной техники.
С 1993 года строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог и сооружений в районе занимается Куюргазинское ДРСУ ГУП «Башкиравтодор». В соответствии с постановлением правительства до 2000 года происходило соединение районных центров с Уфой дорогами с асфальтобетонным покрытием, а центральных усадеб колхозов и совхозов с райцентрами – дорогами с твердым покрытием.
С 1994 по 1999 год ДРСУ возглавлял Ильшат Баязитович Биктимиров. После него Владимир Николаевич Роман, при этом численность дорожников достигла 100 человек.

С начала 21 века бразды правления стройки и обслуживания дорог находятся у Юрия Владимировича Шибина.
Отдали много сил дорожному делу передовики ДРСУ, заслуженные строители и работники транспорта. Под руководством дорожного мастера Александра Александровича Никитина проложены мостовые переходы через реку Мелеуз. Тракторист Александр Михайлович Логачев принимал непосредственное участие при строительстве автомобильной дороги республиканского значения Уфа - Оренбург и автодорог районного значения.

Посильный вклад в дорожное строительство внесли Василий Степанович Ульянов, Анатолий Михайлович Антипин и Алексей Анатольевич Антипин. Много лет посвятили нелегкому труду Василий Иванович Михелев, Аверьян Григорьевич Юрчаев, Ялил Хакимович Сынбулатов, Степан Степанович Никулин, Сергей Сахиуллович Тулкин, Петр Иванович Кузнецов, Владимир Данилов, Степан Иванович Барановский.
Сегодня транспортная инфраструктура Куюргазинского района представлена сетью территориальных автомобильных дорог, участком федеральной автодороги Уфа - Оренбург и Куйбышевской железной дорогой. По территории района проходят железная дорога Уфа - Оренбург и Новомурапталово - Тюльган, автомобильные дороги Уфа - Оренбург, Ира - Мраково-Сибай - Магнитогорск, Ермолаево - Федоровка.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием, находящихся на территории района, составляет 435,9 км, в том числе дорог федерального значения - 65,1 км, республиканского - 10,7 км, районного значения - 211 км, межпоселенческих - 149,1 км.

Марина Петрова, по данным архива и по материалам книги В. Швейкина «Устроители районных дорог» (2014г.)

Читайте нас: