Жители Куюргазинского района с первых дней войны встали на защиту Родины.
Уходили на фронт прямо с рабочего места и труженики бывшего Ермолаевского спиртзавода. Память их заводчане увековечили в обелиске, который стоит сегодня на территории ЕСВК.
- На его открытии было очень много народа, – говорит коренная жительница Ермолаево Наталья Медведева. - Наш дом расположен рядом со спиртзаводом, по соседству с нами жила тётя Груня Бушина. С открытия обелиска, в нишу постамента которого были вложены капсулы с землей с мест боев, она пришла заплаканная. Я спросила, чего она плачет. А тётя Груня, чуть успокоившись, тихо произнесла: «Ну, вот и у тебя, Лёша, теперь появилась могилка». Имя её мужа Алексея Бушина было высечено на мемориальной плите обелиска.
В войну погибших было столько, что зачастую хоронили их в братских могилах. Не было возможности привозить тела домой для захоронения на родине. Так что обелиск этот стал для ермолаевцев местом, куда они могли бы прийти и почтить память своих родных.
- Мой дядя, гвардии лейтенант Василий Константинович Кукушкин прошёл всю войну. Призвался впервые в 1930 году, служил в 72 кавалерийском полку 9 кавалерийской дивизии. За заслуги награжден орденом Отечественной войны II степени, 9 мая 1945 года он получил медаль «За Победу над Германией». Слава богу, вернулся домой, - вспоминает жительница Ермолаево Любовь Пиялкина. – На войне он был тяжело ранен осколком. Помню, как мой крохотный детский кулачок помещался в огромную впадину на спине дяди… На войне дядя потерял многих своих близких и друзей, в том числе и коллег-заводчан. Василий Константинович был в числе тех, кто собрали и доставили окроплённую кровью русских солдат священную землю с полей боёв.
Василий Кукушкин на заводе трудился нормировщиком. На торжественном митинге, посвященном 50-летию Октябрьской революции, состоялось открытие памятника заводчанам, погибшим в годы войны. Вместе с Василием Константиновичем первыми в колонне шли уважаемые фронтовики - орденоносцы Евгений Арсентьевич Матвеенко, Иван Михайлович Сидоров и Ермолай Федорович Нехорошев. На кумачовых полотнах они несли капсулы со священной землёй. На каждой из капсул имелась табличка. На одной было написано, что это земля с братской могилы солдат, полегших в боях за Брест, на других капсулах – за Москву, Сталинград и Севастополь. В торжественной обстановке они были заложены в обелиск. Для этого имелась небольшая ниша под мемориальной доской с именами погибших бойцов. Всё это поместили под стекло. Впоследствии ниша была замурована.
Доподлинно неизвестно, сохранились ли эти капсулы сейчас, потому что к мемориальной доске с именами погибших во время Великой Отечественной войны заводчан добавилась ещё одна со списком тружеников тыла, которые тоже внесли немалый вклад в Победу.
- Каждое 9 Мая завод проводил День открытых дверей, - продолжает Наталья Медведева. – Вход на территорию завода в этот день был свободным. Директор завода открывал митинг словами: «Благодарен всем, кто сегодня пришёл. Давайте сегодня мы почтим память всех не вернувшихся с фронта солдат». Потом давал слово высказаться любому, кто пришёл. И люди, не стесняясь, с удовольствием выходили, рассказывали о судьбе близких. Я помню, как шли сюда ветераны, близкие, знакомые. Мы были пионерами, учениками второй школы и приходили сюда возложить венки. Завод выпускал лимонад, в этот день пили мы его столько, сколько хотели.
А ветеранам традиционно наливали фронтовые сто грамм. В то время из алкогольной продукции завод производил только спирт. Угощали им. На крыльцо механического цеха заводчанам выносили полведра со спиртом и полведра с водой. Пили мужчины из одной кружки по очереди, и это тоже было традицией.
Спустя время вокруг стелы разбили парк, высадили саженцы плодовых деревьев каждому погибшему заводчанину. Наталья Медведева вспоминает, что у её одноклассника Марата Муртазина на войне пропал без вести дядя. В день посадки деревьев мама Марата принесла своё дерево и также посадила в честь родного брата. О саде заботились, потому деревья принялись хорошо. Ребятишки потом и яблочками часто угощались.
Но с каждым годом ветеранов становилось всё меньше, приходить сюда стали реже и остальные. А потом и вовсе завод закрыли. Сад и обелиск заброшены. Вопрос о переносе обелиска в доступное место давно назрел, и его районной власти необходимо решать.
Уважаемые читатели, ждем откликов бывших заводчан с воспоминаниями, связанными со спиртзаводом.
Марина Петрова