Все новости
Общество
10 Января 2018, 11:56

Желейные ёлочки от «Куюргазы» - ПО и газеты

В ходе своего очередного трудового эксперимента корреспондент узнала секреты приготовления многих сладостей от кондитеров.


Без вкусностей кондитерского цеха ПО «Куюргаза», уверена, не обходится ни одно торжество жителей района. Свой очередной трудовой эксперимент я провела именно там.

Кондитеры – «голубая кровь» гастрономии
Кондитеры – это элита мира гастрономии, да не обидятся на меня все остальные представители названной сферы. Работницы цеха приняли меня радушно, но аристократически сдержанно, все их манипуляции и движения были преисполнены какой-то особой грации, присущей разве что художникам или скульпторам, а в глазах читался постоянный поиск новых идей для творчества. В верности последнего вывода меня дополнительно убедили распечатанные с Интернета и сделанные от руки рисунки-эскизы, разложенные на одном из рабочих столов.

Познакомившись со здешними мастерицами поближе, я узнала, что почти все они трудятся в кондитерском цеху уже не первый год. Из шести работниц молодой да начинающей можно назвать устроившуюся сюда четыре месяца назад Елену Биктимерову, стаж остальных – бригадира Ольги Горбуновой, старшего кондитера Фариды Уразбаевой, кондитеров Надежды Ивановой, Марины Матушкиной и Натальи Артамкиной - составляет от 10 до 16 лет. В момент моего появления каждая из них была при деле: одна месила тесто, другая занималась выкладкой и комплектованием печенья, третья смазывала коржи для торта кремами, четвертая готовила для них же глазурь, пятая упаковывала в герметичные мешки уже готовую продукцию.

К «Сашеньке» с особой нежностью

На фото: Печенье «Сашенька» очень нежное и на ощупь, и на вкус, так что все манипуляции с ним стараюсь делать в точности, как опытный кондитер Фарида Уразбаева (справа). Фото Игоря Хлопотова.


Не тратя время на теорию и лишние разговоры, меня, снабдив, конечно же, специальной униформой и отправив на необходимые элементарные процедуры, сразу же пристроили к делу. Я стала помогать с печеньем «Сашенька».

Бархатистая по виду сдоба напоминала курабье и представляла собой две ракушкоподобные половинки, соединяемые при помощи повидла. Только вот они были более хрупкими и рассыпчатыми. Это я уяснила, когда случайно сломала одну из половинок, стараясь понадежней прикрепить ее к другой. Увидев мой конфуз, мастерицы ругать меня не стали:

- Такое у новичков бывает, - заулыбались они благосклонно. – Профессионального чутья не хватает, знания характеристик и характера изделий. Но это не страшно: все на ошибках учатся.

А дабы подпорченное печенье случайно не оказалась в упаковке и не отправилась к покупателям, мне им предложили угоститься, аргументировав такое решение тем, что дегустация – это одна из важнейших процедур, способствующих набору кондитерского опыта.

- Главное, чтобы не веса, - подумала я, отправляя в рот двустворчатое лакомство, и спросила: - А вы сами часто пробуете то, что готовите?

- Сейчас нам это делать нет необходимости, - рассмеялись мастерицы, – и так знаем, какие где требуются пропорции и что какого получается вкуса.

«Сашенька» оказалась очень вкусной, по ощущениям очень легкой, тающей по текстуре, совсем не опасной для фигуры и оставила после себя ванильное послевкусие.

В цеху родилась елочка…

На фото: «Коржики в виде солнышка не теряют своей популярности и у сегодняшней ребятни», - рассказывает, формуя лакомство, Надежда Иванова (слева). Фото Игоря Хлопотова.
Уже более успешно мне удалось поработать в тортосборочной секции… Так я про себя назвала комнату, где осуществлялось превращение невыразительных и безликих бисквитов в произведение искусства.

К слову сказать, в кондитерском цеху ПО «Куюргаза» для каждого вида работ имеются своеобразные тематические отделы - мукопросеивательный, разделочный и пекарский, сборочный, упаковочный. О предназначении каждого стороннему практиканту или очевидцу сообщают закрепленные на входе в секции информационные таблички, хотя можно догадаться и по установленному внутри оборудованию.

Но вернемся к тортам. Здесь мне доверили, кажется, одну из самых ответственных манипуляций - покрытие поверхности кондитерского изделия специальным кулинарным гелем. Делать это надо очень аккуратно и точно. В итоге должно получиться почти зеркало, только молочного цвета – это основа для украшений.

Бригадир цеха Ольга Романовна, продолжившая мое дальнейшее обучение, убедившись, что у меня все неплохо получается, занялась рисованием елочек на прогеленных мною тортах. Попробовать себя в украшательстве бисквитов хотелось и мне. Переквалифицироваться, так по полной! Наставница на удивленье спокойно отнеслась к моей просьбе и желанию. Может, ее убедили заверения в наличии у меня художественных способностей, практикуемых когда-то в школьных стенгазетах? Но мне без колебаний был вручен остроконечный мешочек с желеобразной массой зеленого цвета.

Кстати, эти мешочки, разного размера, тканевые и бумажные, с железными наконечниками и без, очень интересно именуются – корнетики.

Вообще-то, согласно словарю, «корнет» – это название военного чина, происходящее от должности трубача при полководце, который по приказу военачальника передавал сигналы войскам. Почему же так назвали кондитерский инструмент? Может, из-за формы, похожей на раструб упомянутого музыкального инструмента, а может, потому, что корнетик, так же, как его прообраз, служит воплощению воли главнокомандующего кондитера.

Повиновения моей руке «зеленого» корнетика мне удалось добиться: елочка получилась миниатюрная и миленькая, а вот корнетик с красной съедобной субстанцией, при помощи которого я делала игрушки и звезду своему символу года, все время норовил подать «краску» в обратную сторону и перепачкал мне все пальцы.

И все же полученным результатом я осталась довольна, и очень горда тем, что и мой тортик, в числе приготовленных профессионалами, был удостоен упаковки и помещения в промышленный холодильник для ожидания отправки в торговые точки.

Красоту и качество сохраняет герметичная упаковка
Пока мы вместе с бригадиром раскладывали по полкам свои кондитерские шедевры, неподалеку слышалось какое-то прерывистое шипение, словно кто-то доводил до кипения чайник с осипшим свистком и через паузу повторял ту же процедуру вновь.

- Что это? – спросила я Ольгу.

- А это упаковочный аппарат. Видишь, Наташа пироги запаковывает. Хочешь тоже попробовать?

Конечно же, я хотела.

Наталья Артамкина, стоявшая у машины, приветливо позвала меня:

- Идем, идем. Тут ничего сложного.

Аппарат представлял собой квадратную коробку размером примерно 70х50 см с объемной стеклянной крышкой, а сбоку из рулона разматывался рукав с термоусадочной пленкой. Шипение упаковочный агрегат издавал в момент запаивания швов по периметру вложенного в рукав изделия, функцию же сварки выполняли края крышки: крышка закрывалась и - вуаля! - качество и красота под надежной защитой.

Потом мы резали на порционные куски школьные пирожные, и я узнала, что на пекарском листе размером 48х50 см помещается 50 брикетиков. А еще меня посвятили в рецепт глазури – оказывается, в нем ничего сложного, он готовится на основе сахара, воды и шоколада. Весь секрет - в приготовлении: сначала сахар с водою варят, потом взбивают, а после нанесения готовой смеси на поверхность большого коржа все поливается растопленным шоколадом. Тигровые же полосы и разводы любимое с детства лакомство получает от самодельного приспособления – двузубой вилки.

Что до пирогов, которыми особо славится цех и его мастерицы, то и насчет их способа приготовления мои временные коллеги не секретничали: сахар, вода, дрожжи, соль, растительное масло, маргарин и любое повидло или овощная начинка. Вот только в домашних условиях повторить тот же вкус вряд ли получится, заметили, между прочим, работницы ПО «Куюргаза»: во-первых, надо по-другому рассчитать пропорции, а во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, – дома нет нужного оборудования. Лукавили ли они при этом, оберегая коммерческую тайну? Не нам судить, и это их право. Да и зачем излишне себя нагружать, если есть те, кто с радостью и высоким профессионализмом готов приготовить эту вкусноту для тебя и за тебя? Тем более что при самостоятельном кулинарном подвиге даже в деньгах особо сэкономить не получится, ведь приобрести сдобу к чаю можно за пятьдесят–сто рублей. А сколько будут стоить ингредиенты по отдельности?

Да и выбор огромный. Всего кондитерским цехом потребобщества сегодня выпускается порядка 100 наименований различной выпечки. Каждый день по магазинам райцентра и не только отправляется порядка 400 кг кулинарных произведений искусства.

Не знаю, как вам, мои дорогие читатели, после всего прочитанного, а мне обстановка в самом «сладком» структурном подразделении ПО «Куюргаза», отлаженность работы и предельная забота о качестве и натуральности напомнили один из известных фильмов – «Вилли Вонка и шоколадная фабрика». Я, словно герои киноленты, совершила фантастическое путешествие в скрытый от сторонних глаз мир и на некоторое время возвратилась в детство.
Читайте нас: