В числе тех, кто не дал врагу одолеть Ленинград, была и Магрифа Танатарова.
На фото: Магрифа Яриевна Танатарова с дочерью Рамилёй Бикмухаметовой. Возраст со временем берёт своё, и сегодня здоровья и сил у Магрифы Яриевны, к сожалению, поубавилось, но внимания и поддержки близких по-прежнему сполна, рядом с ветераном всегда её дочь. Фото из архива школы с. Новомурапталово
Непросто встречаться с прошлым, но и забывать о нём нельзя.
Жительница Новомурапталово Магрифа Яриевна Танатарова в Ленинград попала 20-летней девчонкой в самом начале войны. Поначалу работала на лесозаготовках, потом вместе с другими женщинами – на торфоразработках. По пояс в воде, под бомбёжками работала и выживала, как все. С рассвета до заката главной заботой было одно – выполнить дневную норму. Суровые законы военного времени того требовали: невыполнение плана приравнивалось к дезертирству. Ночевали там же на делянках, под караулом, который то ли от немцев защищал, то ли следил, чтобы сами работавшие не сбежали.
А чтобы вконец не ослабнуть, исхудавшая Магрифа обменивала полагающиеся им по блокадным нормам питания 100 грамм спирта на хлеб. Делали то же самое и работавшие с ней девчата-напарницы.
- Мама говорит, «этим небольшим кусочком разве наешься досыта?», – рассказывает Рамиля Гизитдиновна Бикмухаметова, дочь блокадницы. - Но получалось заглушить, пусть и ненадолго, изнуряющее чувство голода. Сил будто прибавлялось.
Вплоть до конца войны пробыла в Ленинграде Магрифа Танатарова, домой вернулась в 1945 году. А рассказывая о своей нелёгкой молодости и о том, что пережила, жалела лишь об одном: не смогла проводить в последний путь своих родителей, они умерли, пока дочь была в Ленинграде.
Тяжёлые воспоминания и сегодня вызывают невольные слёзы у пожилой женщины, обжигают подобно пламени. Но не выжгли они её сердце.
- Испытания не сломили, не изменили маму, - говорит Рамиля Гизитдиновна. – Она по-прежнему добра и отзывчива, любит жизнь, людей.
Супруг блокадницы, фронтовик Гизитдин Гимадеевич, умер в 1976 году, женщина одна поднимала пятерых детей, а годами позднее радовалась появившимся на свет новым поколениям Танатаровых. Восемь внуков и десять правнуков насчитывает теперь её большая семья! И каждый из них, навещая Магрифу Яриевну, непременно желает здоровья и сил.
Прикоснувшись вновь к событиям того далёкого времени, испытываешь некую вину перед Магрифой Яриевной, но воспоминания её нужны, как воздух: это та правда, которая важна для молодого поколения нашего времени, чтобы не было сегодня места равнодушию и бессердечию, лжи о войне и всенародном подвиге. Мы связаны с тем миром тысячами нитей, и они не должны стереться, ослабнуть. Мы просто не имеем на это права.