Витька с Алтая, Интал с Татарстана
Воинское братство объединило и сплотило парней со всего Советского Союза.
Россияне каждый год отмечают 15 февраля - День вывода войск из Афганистана.
В 1989 году правительством Советского Союза был окончательно выведен ограниченный контингент войск с территории данного государства. Эта страшная война, о которой вначале молчали, принесла горе и боль во многие семьи.
На фото: Солдат-контрактник из афганского племени гильзаев и водитель автобуса, сержант Николай Константинов (слева – направо). Город Кандагар. Фото из архива семьи Константиновых
Накануне знаменательной даты журналисты побывали у воина-интернационалиста Николая Константинова.
Разговор получился душевным, впрочем, все наши воины, молодыми парнями побывавшие в Афганистане и с которыми мне довелось общаться, отличаются доброжелательной открытостью.
- Сразу хочу сказать, героем я себя не могу считать - начал разговор Николай Константинов, – ведь в боевых операциях не участвовал, жизнью не рисковал. Просто, как говорится, отдавал свой долг стране. Может, прослужил бы эти полтора года на таком же военном аэродроме где-нибудь в Хабаровском крае. Некогда было думать, куда, зачем направляют. В Афганистане оказался после полугодовой учебки в городе Балашове Саратовской области. Здесь получил специальность водителя автокранов. Полетели в Ташкент, это было в октябре, потом был Кабул и, наконец, аэродром на базе в Кандагаре. Рядом располагались разные воинские части, от танковой бригады до спецназа, в общем, полный комплект базы 40-й Афганской армии.
На фото: Николай Ильич с волнением вспоминает далекие события службы в Афганистане. Фото Игоря Хлопотова
- В чем конкретно заключалась служба?
- Водил разные машины: Газ-66, КамАЗ, автобус «пазик», ЗИЛ-131.
Обслуживали на аэродроме боевые вылеты авиации, возили техников, запчасти и авиатопливо. Служба была напряженной, доводилось и спать в ожидании за баранкой в кабине.
- Какая авиация базировалась в Кандагаре?
- Самолеты СУ-17, СУ-25, МИГ-23, из «вертушек» - МИ-6, МИ-8, МИ-24.
- «Груз 200» часто отправляли?
- С Кандагарского аэродрома на родину погибшими отправляли ребят из разных родов войск. В большей степени доставалось вертолетчикам, их часто сбивали душманы, особенно когда американцы поставили им переносные ракеты «Стингер». Вообще, в Афганистане штурмовики и бомбардировщики никогда не летали на задание без прикрытия истребителей. Спустя тридцать лет я понимаю, что солдат, как могли, берегли, военные операции разрабатывались с подстраховками.
- Поговаривают, что в «двухсотых» перевозили и наркотики.
- Мне некогда было оглядываться по сторонам, наблюдать, кто и что отправляет в Среднюю Азию или в Россию. Дыма без огня не бывает, значит, что-то и было. Есть поговорка: «Кому война, а кому мать родна». На войне не бывает без шакалов и падальщиков, мародеров.
- Много приобрели товарищей, друзей на службе?
- Да, считай, вся авторота. Чаще всего вспоминаю Витьку Кулебякина с Алтая (рядовой, рядом со мной спал), заместителя командира взвода, сержанта Интала Шайхаттарова, он призывался из Татарстана. Из Украины, из Кировограда, были рядовые два Саши - Павлышок и Медведев. Друзей было много.
- Николай Ильич, как складывалась жизнь на «гражданке» до и после Афганистана?
- Обыкновенная жизнь. Сам деревенский. Родился в Стерлитамакском районе. Отец и мама работали в совхозе. С 14 лет я уже был штурвальным. В 1984 году был призван на срочную службу. После службы работал в Стерлитамакской ПМК-3 водителем. В Ермолаево строили свеклоприемный пункт, здесь и познакомился в 1992 году с будущей женой Кларой. Поженились через год, так и перебрался в Ермолаево. Сейчас сыновья Константин, Артур и Евгений уже взрослые, ждем с Кларой Нуримановной внуков.
Награды за службу в Афганистане «нашли» нашего героя уже в Стерлитамаке, Николай Ильич был удостоен медали «Воинское братство», почетного знака «Ветеран Афганской войны», медали «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» и многих юбилейных медалей.