Все новости
Общество
19 Сентября 2018, 12:00

Хотели, чтобы человек был Человеком

245 лет назад Емельян Пугачев поднял народ против чинимого над ним произвола.

Для куюргазинцев – это не просто некое государственно значимое событие, но часть истории района и даже личной судьбы.

Ведь именно наши земли стали местом, где крепчало восстание.


На фото: Диорама «Встреча Кинзи Арсланова с Емельяном Пугачевым» словно машина времени переносит нас в те далекие исторические события. Фото из архива музея.


Так что по случаю юбилея не лишне будет еще раз вспомнить, что стало толчком к протесту, как все развивалось.


Катализатором народного бунта стал полный произвол помещиков в отношении своих крепостных. Они до смерти избивали крестьян, мучили, продавали, дарили, проигрывали в карты, меняли на собак. Первыми на сторону донского казака Пугачева, объявившего себя императором Петром III, встали уральские или яицкие казаки (поскольку река Урал тогда называлась Яик). Постепенно с захватом городов ряды этого движения прирастали всё новыми сподвижниками.


Особый приток в войско бунтаря произошел в Башкирии, куда Пугачев со своими соратниками отступил после недолгой осады Оренбурга в марте 1774 года. В короткие сроки армия Пугачева выросла до 20000 человек, в основном из числа работников уральских заводов и крестьян. Среди разделявших политику Емельяна был и наш земляк Кинзя Арсланов - основатель деревни Кинзино или нынешней - Кинья-Абыз Куюргазинского района.


Согласно документальным источникам, хранимым в именном музее башкирского героя в одноименной же деревне, выясняется, что Кинзя примкнул к самопровозглашенному императору почти сразу. Так, о факте встречи Кинзи и Емельяна свидетельствуют три источника. Согласно показаниям пугачевского секретаря Балтая Идеркеева, допрошенного в Оренбургской секретной комиссии, Арсланов впервые приехал к Пугачеву уже 30 сентября 1773 года и заявил, «что вся их башкирская орда, буде он пошлет к ним свой указ, приклонится к нему». Пугачевский атаман – казак Иван Зарубин – Чика утверждал, что Кинзя привел с собою 5 тысяч башкир и Пугачев «принял его с честию и на каждого башкира роздал денег по рублю». Сам же Емельян после своего ареста свидетельствовал в Тайной экспедиции Сената в Москве, что Кинзя пришел в ставку восстания под Оренбургом в начале октября и привел с собой отряд из 500 человек.


Словно машина времени переносит в прошлое размещенная в музее диорама с визуализированной версией встречи Емельяна и Кинзи и настоящим копьем воина Крестьянского восстания 18 века, подаренным музею одним из жителей д. Ямангулово.


Восстание было подавлено в 1775 году. И сегодня нам иначе видятся действия бунтовщика Емельяна Пугачева и его соратника Кинзи Арсланова, так что мы даже прощаем ложь первого о принадлежности к российскому престолу. Они хотели, чтобы человек наконец-то почувствовал себя Человеком. А цель, как известно, оправдывает средства.
Читайте нас: