Удивительным и неожиданным выглядит резкая и качественная смена парадигмы американо-российских отношений, однако, в среду стало ясно, что это не импровизация со стороны Дональда Трампа, а давно продуманная и ожидавшая лишь своего часа глобальная стратегия.
Казалось, что понижательный тренд в отношениях двух государств определяется логикой так называемого «глубинного государства», как называют традиционную систему вещей в США, и от президента зависит очень немногое. Он может слегка притормозить стремительно набиравший обороты кризис, не более того. И вот выясняется, что это совсем не так. Процесс развернут вспять и столь решительно, что едва ли кто-то мог ожидать такого еще несколько недель назад.
Вкратце обрисую предысторию. В августе прошлого года Конгресс в связи с делом Скрипалей принял закон, вводивший первый пакет антироссийских экономических санкций, наложивший запрет на экспорт продукции двойного назначения в Россию. Тогда же было объявлено о подготовке второго, куда более жесткого, получившего название «драконовских» мер. Новые рестрикции расширяли список ограничений, а некоторые из них приобретали тотально отрицательный характер. Такие как полный запрет на поставки американских товаров, исключая сельхозпродукцию, блокирование любых инициатив по оказанию России финансовой и технической помощи во всех международных организациях, прекращение авиаперевозки между двумя странами, если они выполняются российскими государственными кампаниями. Относительно дипломатических отношений закон предлагает выбор между двумя вариантами – либо полный разрыв, либо сокращение дипломатического представительства.
России было дано три месяца на то, чтобы одуматься, повиниться, дать обещание больше никого не травить и допустить американских наблюдателей на российские химзаводы. По окончании этого срока санкции должны были быть уже окончательно разработаны и запущены. Было совершенно очевидно, что Москва проигнорирует столь бесцеремонный и хамский ультиматум. Означенный период времени прошел — к моменту его окончания финансовые рынки заметно потряхивало, рубль дешевел, чтобы в момент нанесения удара просесть очень основательно. Но через три месяца ничего не произошло и через следующие три тоже. К сегодняшнему дню срок томительного ожидания растянулся уже на три месяца.
Не надо думать, что администрация Трампа забыла о своих угрозах. Ей не давали этого сделать нервные конгрессмены и сенаторы из числа наиболее враждебно относящихся к России. Они постоянно теребили Белый дом, требуя немедленно загнать Москву в санкционную западню. Трамповская администрация угрюмо отмалчивалась. И вот вчера стало ясно, что все эти девять месяцев президент вынашивал планы развернуть политический курс на российском направлении. В среду в Конгрессе замгоссекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности Андреа Томпсон, наконец, объяснила конгрессменам, почему глава американского государства так заволокитил второй пакет: ««Мы проделали анализ санкций. Мы их подготовили. Мой ответ заключался бы в том, что речь идет о части более крупной стратегии в отношении России».
Перелом, позволивший президенту США запустить эту новую стратегию, произошел в апреле, когда свет увидел доклад спецпрокурора Мюллера по итогам расследования «русских связей» Трампа. Таковых не обнаружилось, Это был нокдаун и нокаут – длившаяся два года кампания дискредитации Трампа, основанная на не подлежавшем сомнению утверждении, что в предвыборный период тогда еще кандидат в президенты вошел в преступный сговор с Кремлем, в одночасье выдохлась и иссякла. И понеслось: Трамп звонит Путину, Лавров встречается с Помпео в Финляднии, потом госсекретарь едет в Сочи, где его принимает российский президент, анонсируется его встреча с американским коллегой в Японии в конце следующего месяца, Нарышкин объявляет о возможном начале сотрудничества между СВР и ЦРУ. Столь плотного графика мероприятий и контактов российско-американские отношения не знали уже очень давно.
Очевидно, что Трамп основательно готовится к поездке в Японию. Блокировка санкций имеет огромное значение. От грубого силового давления Вашингтон отказывается в пользу уважительного диалога. Конечно, «глубинное государство» не сдаст свои позиции просто так и пока можно очень осторожно проявлять оптимизм относительно перспектив улучшения межгосударственных отношений. Председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий так прокомментировал происходящее: «о, что стороны — и прежде всего США — признают необходимость нормализации отношений, можно только приветствовать. Итоги переговоров в Сочи, надеюсь, позволят прийти к «дорожной карте» совместных действий по вопросам борьбы с терроризмом и стратегической стабильности». По словам Слуцкого, отсутствие рабочих контактов между нашими странами снижает уровень безопасности на планете: «Сохранение столь низкого уровня взаимодействия между двумя крупнейшими ядерными державами — это просто опасно».
Ну что же, будем надеяться, что к словам депутата могут прислушаться и те, кто ратует сегодня за то, чтобы «драконовские» рестрикции были наложены на Россию еще вчера.