В Москве состоялась конференция «Демократические школы. Воспитание свободой», в которой приняла участие и корреспондент нашей газеты.
На встречу со всей страны собрались родители, педагоги, создавшие частные школы. Разговор шел о методах и стилях работы, которые помогают детям расти счастливыми и здоровыми.
На снимке: Альбина Саитбаталова ведет урок по принципу: «Удивить! Увлечь! Учить!» Фото Ирины Николаевой.
А что, эти вопросы не решаются в массовой школе? Что происходит в школах, если негативные новости льются нескончаемым потоком? Почему вдруг родители задумываются о семейном обучении? Почему мы слышим, что школа «убивает» ребенка?
Согласно проведенному c 14 по 25 января Общественной палатой РФ опросу, 80% россиян отмечают снижение престижа профессии учителя в последнее время. Может быть, прошло слишком много времени со дня окончания мною школы, но мне везло на учителей. Никита Иванович Барановский, Михаил Сергеевич Степанников, Валентина Семёновна Буримова, Елена Прокофьевна Стрелкова, Анна Андреевна Гордеева – их уроки были интересными, но самое главное - до сих пор помнишь чутких, добрых людей, кажется, что они нас никогда не ругали. Да в этом ли дело?
Внеклассные мероприятия не были в тягость, все с удовольствием готовились к ним: слова учили, репетировали после уроков, а сколько метров цепочек клеили на елку. Наверное, каждому времени свое. Но пока не всё сбывается в предсказании Айзека Азимова: компьютеры вошли в нашу жизнь, но учителя в классе роботы пока не заменили.
Так каким должен быть сегодня учитель?
Один из выступающих на конференции, доктор педагогических наук Андрей Хуторской говорил, что нужно помогать тем учителям, которые выстраивают свой путь по принципу человекосообразности: «Образование должно быть сообразно индивиду. Нужно выявить у человека его природу, извлечь скрытое». Я сидела в зале и думала, что именно это и делает на своих уроках Альбина Саитбаталова, учитель физики школы №1 села Ермолаево. Вроде бы, ФГОСы, дидактическую эвристику требуют от всех учителей, а применить это на уроке выходит не у всех. Учителя сегодня прогресс превратил в человека, передающего информацию, а не дающего знания. Но Альбина Бикбулатовна умеет дать знания. Причем эту задачу она поставила себе, когда была ученицей: «Я буду объяснять так, чтобы детям было легко и интересно учиться». Кто был на уроках у Саитбаталовой, могут воскликнуть вслед за директором Ермолаевской школы №1 Александром Самсоненко: «Супер!»
В районе Альбину Бикбулатовну представлять не надо, она с 2012 года руководитель РМО учителей физики, ее ученики – победители и призеры самых престижных олимпиад и конкурсов, не только республиканских, но и федеральных. Количество грамот не удивляет, а поражает. Но, побывав на уроке, понимаешь: главное не награды, а любовь учеников к предмету. Физика – сложнейшая наука, но не для учеников Саитбаталовой, это их самый любимый предмет, который ведет любимый учитель. Если бы вы видели, какие у них красивые тетради по физике, как активно ребята работают, не было ни одного неподготовленного к уроку.
Исследования российских ученых показывают, что творческий потенциал учащихся с 1 по 11 класс падает с 30% до 3%. Все дети хотят творить, это возможно, если обучение, во-первых, построено на эвристическом подходе, во-вторых, если ребенок получает реальные знания. Именно так работает и наш учитель. Она так строит урок, чтобы дети понимали: физика – это жизнь.
На снимке: Артем Соловейчик всегда цитирует своего отца: «…формула успешного воспитания в сокращенном виде: строгость плюс похвала минус раздражение». Фото Ирины Николаевой.
Слушая выступление главного редактора ИД «Первое сентября» Артема Соловейчика, я вновь мысленно возвращалась к Альбине Бикбулатовне. Артем Симонович говорит: «Если в детях рождается чувство свободы, значит, мы всё правильно делаем. Мой отец говорил, что замечания портят нашу жизнь. И однажды я дал себе обещание, что никогда и никому не буду делать замечания».
Альбина Бикбулатовна придерживается того же: «Я хвалю громко, а «ругаю» тихо». Именно у такого учителя хочется узнать, в чем секрет успеха учителя?
- Первое – любить детей, второе, безусловно, - компетентность, в-третьих, учитель должен быть лидером, должен суметь повести за собой. Дети – тонкие души, они чувствуют фальшь. Я обожаю детей, вся моя жизнь – школа. Важна личность ребенка, живой контакт с ним, - говорит Альбина Саитбаталова.
Администрацией района уделяется большое внимание развитию системы образования.
- Отрадно, что поставленная работа даёт свои плоды. Только за январь-февраль 2019 года в сфере образования наблюдается «звездопад побед». Такое у нас ВПЕРВЫЕ! Пять призеров регионального и межрегионального этапов Всероссийской олимпиады школьников - это победы по ОБЖ, физике, башкирскому, татарскому, чувашскому языкам! – отмечает на своей странице ВКонтакте глава района Ахат Кутлуахметов. - Благодаря слаженной работе отдела образования и педагогических коллективов наши ученики добиваются высоких результатов. Спасибо вам, уважаемые коллеги, учителя, ребята! Желаю вам дальнейших успехов и жду новых побед.
В середине февраля Общероссийский народный фронт опубликовал результаты мониторинга «Школьники: ориентиры и ценности».
С 35 до 28 % снизилась доля ребят, которым нравится учиться в школе.
С 12 до 16 % выросла доля подростков, посещающих школу по принуждению.
48% школьников жалуются, что очень много уроков скучных, неинтересных.
31% говорят о том, что мало полезных для будущей специальности предметов, не проводится профориентация.
С 58% до 65% выросла доля детей, которым не хватает времени на выполнение домашнего задания, они жалуются, что нагрузка растет.
С 50% до 59% выросло число подростков, которым не хватает времени на занятия любимым делом.
С 15% до 19% выросла доля школьников, которых учителя или родители заставляют участвовать в олимпиадах и конкурсах.