Прошло 80 лет, как закончилась война.
В честь этой даты сегодня выпущена памятная медаль «80 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». А у меня есть медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Этой медалью награждали всех участников войны и всех военнослужащих тех лет, включая и солдат. Я как раз тогда служил в армии.
Мне доводилось слушать рассказы о войне действительных участников. Помню, Низаметдин бабай - столяр-самоучка, вернувшийся с войны с тяжелыми ранениями, рассказывал:
- Был у нас в роте гармонист. Во время отдыха после тяжелых боев он брал гармошку и начинал наигрывать веселые башкирские и татарские мелодии. Особенно любил задорную татарскую плясовую «Апипя». А мы, несмотря на усталость, пускались в пляс. Прямо, как в поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин».
А вот что вспоминал Габдерауф Габдерашитович Батыров, знатный экскаваторщик Кумертауского разреза, кавалер ордена Ленина, член Башкирского обкома КПСС. Во время войны он подбил гранатами немецкий танк, когда тот приближался к нашим позициям. Бойцу удалось вплотную приблизиться к танку, ползя по свежей борозде. Накануне немцы распахали поле, прицепив к танку колхозный плуг. Гранатой он остановил танк, и в это время на подмогу подполз уже другой боец. За этот бой Батыров был награжден орденом Красной звезды. После лечения в госпитале он участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Польши. До Берлина не дошел, снова был ранен, победу встретил в госпитале.
В 60-х годах я, студент 2 курса Стерлитамакского пединститута, попал в больницу с отравлением. Со мной в палате лежал Николай (фамилию не помню). У него в правой подмышке находился блуждающий осколок немецкой мины. Дядя Коля воевал в составе ударного батальона. По его рассказам, они за ночь проделывали бросок в 20 - 25 км и на рассвете нападали на немцев, где их совершенно не ждали (прямо как в фильме «Белорусский вокзал»). Он рассказал, что однажды в Белоруссии в заболоченной местности батальон был окружен немцами. То ли шпионаж, то ли предательство было, но немцы их там ждали. Бойцы были вынуждены лезть в болото так, чтобы над водой оставались только головы. Сутки так просидели. Немцы бомбили и обстреливали пушками и минометами. Благо, не все боеприпасы взрывались, уходили в тину. Через сутки наши разогнали немцев, бойцы были спасены, правда, не все. Николай с ранением попал в госпиталь, но через два месяца опять воевал, был еще трижды легко ранен, победу встретил в госпитале.
Дед Сергей, работавший инструментальщиком в ГПТУ-51 (я тогда был директором этого училища), не мог рассказывать о войне без слез. Был у него такой трагический случай. Уже в 1943 году возле нашего окопа заспорили о чем-то три командира — два капитана и майор. Стояли в полный рост. Немцы начали обстрел. Недолет, перелет. Немцы пристреливаются, но никто из командиров первым не уходит, не хочет показать себя трусом. Третья мина их накрыла. Прыгнуть бы им вовремя в окоп, но неоправданная бравада привела к трагедии.
Еще запомнил рассказ военрука Уралкинской семилетней школы Кармаскалинского района, я тогда работал там учителем физики и математики: «Ведем ночной бой в лесу, кромешная темнота, немцы запускают осветительные ракеты, от их яркого света деревья отбрасывают тень, напоминающую само дерево. Старательно обходим тень, думая, что это дерево и натыкаемся на само дерево. В этом бою все равно мы выбили немцев из леса».
Равиль Касимов, который всю войну прошел водителем, вспоминал, как перегонял из портов на фронт американские «Студбеккеры», участвовал в подвозе оборудования на Парад Победы, видел маршала Жукова и Василия Сталина, но близко подойти к ним было нельзя.
Все эти истории мною не выдуманы, а услышаны от действительных участников войны. Сами они давно уже ушли в мир иной. А кто теперь расскажет об этом, если не мы, удостоенные слушать их, когда они были живыми.
АВТОР: Раис НУГУМАНОВ