Продукцию на полях выращивает сельский труженик, и он достоин высокой зарплаты.
В начале сентября в Баймаке состоялось кустовое заседание республиканской межведомственной комиссии по регулированию социально–трудовых отношений в сфере АПК.
Один из вопросов заседания касался непосредственно уровня заработной платы в сельском хозяйстве.
В заседании приняли участие первый заместитель главы администрации района по сельскому хозяйству Наугат Хисматуллин, а также руководители СПК имени Кирова и «Тюканово».
В стратегии развития Республики Башкортостан до 2030 года одним из важнейших показателей является рост заработной платы, это узловой социально–экономический фактор. В своем поручении правительству и министерствам региона Глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов призвал поднять уровень среднемесячной зарплаты в сельском хозяйстве уже в этом году до 60 процентов от уровня среднемесячной зарплаты по республике.
В последние 20 – 30 лет республика отставала от среднероссийских показателей, отметил глава региона. Это связано с тем, что доля сельского населения в Башкортостане составляет 40 процентов, а село в значительной степени недофинансировано, заработная плата сельчан гораздо ниже, чем в других отраслях экономики. Недофинансирование сельского хозяйства государством усугубляется диспаритетом цен на сельхозпродукцию и на энергоносители, новую технику, минеральные удобрения и химикаты - на все, в чем нуждается сельхозтоваропроизводитель для нормального рентабельного производства. Над этими проблемами в сельском хозяйстве сегодня работает федеральное правительство.
С оценкой ситуации в сфере заработной платы в сельском хозяйстве республики Главой региона согласно руководство района, а также большинство руководителей хозяйств, с кем довелось говорить на эту тему.
Как сообщил Наугат Хисматуллин, среднемесячная зарплата в наших хозяйствах на 1 сентября этого года составляет от 8913 рублей до 16692 рублей. Фонд заработной платы от выручки хозяйства у всех разный, например, в СПК имени Кирова это 30%, в
СПК «Тюканово» - 24%, в ООО «Нива» - 16%. Чтобы увеличить размер заработной платы до 60% от среднереспубликанской зарплаты уже в этом году, руководству хозяйств необходимо предпринять титанические усилия.
- Между тем, надо войти и в положение сельхозпроизводителя: в этом году урожай хороший, но цены на продукцию низкие. Себестоимость производства одной тонны пшеницы по традиционной технологии возделывания около 7 тысяч рублей, по интенсивной технологии – до 11 тысяч рублей, цена же на рынке сегодня на пшеницу от 3,5 до 4 тысяч рублей, – говорит Наугат Хисматуллин. - Хозяйства работают себе в убыток, не хватает оборотных средств, перекупщики зерна пользуются тем, что производителю уже сейчас надо заплатить кредиты, налоги, долги, и скупают урожай по дешевке.
- Из-за низких зарплат хозяйство может лишиться государственных субсидий?
- Да, но это касается субсидий только в части инвестиционных проектов. В бюджетной сфере задачу увеличить размер заработной платы на федеральном уровне решили оптимизацией: сократили число сотрудников учреждения и так увеличили зарплаты оставшимся в организации работникам. Беда в том, что в сельском хозяйстве оптимизация невозможна - нельзя сократить количество механизаторов, как и количество тракторов, обрабатывающих пашню. Остается одно: повышать производительность труда, рентабельность производства, но это процесс долгий и зачастую невозможный при диспаритете цен, краткосрочных кредитах и прочих условиях для выживания, а не развития сельхозпроизводства.
В проблеме низкой заработной платы кроется и негатив «серой» оплаты труда в конвертах, от этого страдает работник, он элементарно лишается социального пакета, а, в конце концов, и нормальной пенсии в старости.
Надеемся, что вечная проблема низко оплачиваемого крестьянского труда в век современных технологий найдет свое решение, ведь картинками с румяными булками и сочными шашлыками из Интернета сыт не будешь.
Директор ООО «Нива» Виктор Старков:
- Да я бы рад платить гораздо больше, тем более что все работники хозяйства этого достойны. Сделайте так, чтобы цена на пшеницу была соответствующей затратам на ее производство! Причина всему – низкие цены на сельхозпродукцию, государству давно пора их регулировать, обозначить низкую планку, как на зарплаты и прожиточной минимум, так и на цены по реализации сельхозпродукции. Сегодня «крайние» - это сельхозпроизводитель и потребитель в магазинах.
Сергей Лобанов, СПК «Тюканово»:
- До конца года увеличим среднемесячную зарплату до 13 тысяч рублей, больше не можем, не хватает средств. Сегодня платим кредиты – купили зерноуборочный комбайн «Полесье» за 4 миллиона рублей, трактор Т-150. Цены на зерно низкие, единственная надежда на подсолнечник, прибыль пока получаем от молока, ежедневно по 14 тысяч рублей. Есть, конечно, и хозяйственные расходы, на подготовку животноводческих помещений к зиме, например. Так что говорить о резком увеличении зарплат, к сожалению, не приходится.
Рамиль Тукаев, СПК имени Кирова:
- На комиссии в Баймаке наше хозяйство обязалось увеличить среднемесячную зарплату до
12 тысяч рублей. Это объективно, обещать невыполнимое - дешевый популизм. Зерно лежит без движения, и сено не покупают. От молока ежедневная выручка - 150 тысяч рублей. Погашаем кредиты, общий долг по кредитам - 96 миллионов рублей. Кроме того – налоги, ежедневные траты на энергоносители, запчасти и прочее. Оборотных средств фактически нет.
Рамиль Мустафин, руководитель крупнейшего и успешного районного сельхозпредприятия СПК «Искра», говорить на тему увеличения зарплат отказался в принципе. Оно и понятно: талантливый организатор и экономист, человек дела, выражает свои эмоции, которые некоторые руководители сопровождают нецензурными выражениями, просто отказом от комментариев. Конечно, Рамиль Гиниятович много чего мог бы рассказать о государственной политике в сельском хозяйстве, но против характера не попрешь.