Надо жить со вкусом, каждый день проживать, как единственный, ценить время, проведенное с близкими, не бояться начинаний – такие рекомендации случается встречать людям, ищущим ответ на извечный философский вопрос о смысле бытия.
На фото: В любви и взаимопонимании не страшно даже начинать с нуля. На фото супруги Мосуновы – Юрий Михайлович и Тамара Андреевна. Фото Натальи Коршиковой.
Но безликие слова для многих ими и остаются. А вот, когда встречаешь воплощение сказанного, тогда понимаешь, что все – правда, и испытываешь острое желание следовать примеру.
На фото: Заведенный порядок здесь блюдут даже овечки – на зов хозяина бегут четкой строевой колонной.
Такой находкой для меня как журналиста и просто человека стали супруги Мосуновы Тамара Андреевна и Юрий Михайлович из деревни Бальза.
С ними как с умелыми овцеводами порекомендовал мне пообщаться глава Ленинского сельсовета Евгений Андрюшин.
На звонок предполагаемым героям публикации мне ответил молодой звонкий женский голос. Это была Тамара Андреевна. Я попросила ее о встрече, на что моя собеседница хотя и с некоторым удивлением, но радушно согласилась.
Признаться, по голосу я приняла абонента за свою ровесницу или чуть старшую по возрасту. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что Тамаре Андреевне 69 лет и у нее с Юрием Михайловичем трое взрослых детей, девять внуков и уже четверо правнуков!
В Бальзу Мосуновы переехали восемь лет назад из Пятков. На новом месте жительства прикупили под дом ветхое, нуждающееся в кардинальной реконструкции деревянное строение бывшей колхозной столовой, разработали участок в 35 соток, развели скот. Кроме овец численностью в 60 голов на своем подворье Мосуновы сегодня содержат четырех коров, двух бычков, телку-полуторку и несчетное количество кур.
- Как же вы решились на такие перемены – можно сказать, начали жизнь с чистого листа? – спрашиваю. – Да еще в таком довольно зрелом возрасте… Хорошо бы еще переехать на все готовое, а тут в прямом смысле надо целину пахать и жить почти что под открытым небом.
- Детям хотим помогать, - не задумываясь, отвечает Тамара Андреевна. – Свой дом в Пятках младшему сыну отдали. А возраст что? Это отговорка для ленивых. Что же теперь, если взрослый - надо к дивану прирасти? К тому же здесь моя родина – я родилась в Анновке, которая раньше располагалась по соседству. Семья у нас была многодетная, кроме меня было еще семь детей. И все мои братья и сестры росли на моих руках, поскольку я – старшая. Ох, и работы сколько было! Мать в колхоз уходит, мне наказывает и кушать сварить, и хлеб испечь, и белье на всех перестирать да еще ворох пеленок. Крутилась с утра до ночи, как волчок, и летом, и зимой после школы. Вот с тех пор, наверно, и успокоиться не могу. Впрочем, с моим Юрой за любое дело браться не страшно. Он у меня на все руки мастер: из ничего сделает нужную в хозяйстве вещь. На его поделки односельчане приходят посмотреть да разузнать, как бы им такое же смастерить. Он и телегу соорудил, и косилку, а еще - сеносогребалку, волокушу, стогомет, бункер-кормушку для кур. С сыновьями этим летом для овечек построили большой сарай с сеновалом. Качели для внучат, бассейн – все его рук дело.
Юрий Михайлович, как и многие мужчины, немногословен, молча сопровождает нас, время от времени комментируя, мол, что ты уж больно нахваливаешь, подумаешь – телега и косилка.
Немного разговорившись позже, глава подворья объясняет свой талант просто: большим опытом сварщика. «Почитай, 30 лет стажа, что ж не уметь-то», - скромничает он.
Между тем у Мосуновых и на будущее планов громадье.
- Вот на следующее лето к дому кухню пристроим, а здесь будут две спальни, - делится со мной гостеприимная хозяйка, показывая дом. – Прежние перегородки мы снесли – сделали большой зал, зачем нам клетушки, нас-то много. Окна вот вставили. А что насчет хозяйства, так мы подумываем еще свиней развести, вот только надо вопрос с помещением решить.
- А что, доход-то есть от хозяйства? – задаю я главный из заготовленных вопросов.
- На баранину неплохой спрос, хоть и дорогая она. Люди о нас друг от дружки узнают, приезжают, забирают живым весом или здесь сами режут и обрабатывают. Молоко, масло, сметану, творог также из дома забирают. Вот только пока не находим, куда шерсть овечью пристроить. Вырученные же деньги почти все уходят на строительство и корма, но зато продукты все свои, экологически чистые.
Заходит у нас разговор о жизни «до», о детях и внуках. Выясняется, что брак с Юрием Михайловичем у Тамары Андреевны – второй, в первом она немало хлебнула горя и осталась одна с двумя маленькими детьми на руках. С Юрием героиню зарисовки судьба свела, когда она трудилась кассиром в столовой Кумертауской брикетной фабрики.
- Юра приходил к нам обедать, и очень понравился одной нашей сотруднице. Она попросила меня помочь ей познакомиться с ним. Что я и постаралась сделать. А он мне в открытую заявил, что ему я приглянулась, - смеясь, говорит Тамара Андреевна и переводит беседу на близких, отчего ее голос еще больше звенит счастьем:
- Дети у нас очень отзывчивые. Только о какой-нибудь необходимости или проблеме заикнешься, они тут как тут – помочь стараются. Вот буквально на днях поделилась с младшим сыном Мишей, что мне бы стиральную машинку надо новую, а он взял и в тот же день привез. А это, посмотрите, внучка Полинушка дом нарисовала, говорит, что их папа такой строит…
Я же слушаю и думаю – вот ведь действительно не в злате счастье, с милым и в шалаше рай, и трудности не трудности, а возможность чувствовать еще большее единение и значимость своего существования.