В Куюргазинском районе немало сильных мужчин, которые посвятили свою жизнь работе за рулем, и для кого дорога стала вторым домом. Хайдар Кантюков из деревни Шабагиш как раз из таких людей.
Хайдар Кантюков: «В нашей профессии без романтики не обойтись». Фото из личного архива Кантюковых
Хайдар Минихаевич с детства мечтал ездить на большой машине. Мечтал о дороге, о дальних путешествиях. Даже когда подрос, детские грезы не оставили его. Юноша пошел учиться в Маячнинское СПТУ на водителя, до армии работал на тракторе, после службы устроился в совхоз, где проработал водителем более пятнадцати лет.
Затем трудовая деятельность Хайдара продолжилась на спиртзаводе. Казахстан, Украина, Крым – за его плечами десятки тысяч «наезженных» километров.
– Много, где побывал я за годы работы. Возил в другие регионы и страны ближнего зарубежья автозапчасти, семена, винно-водочные изделия. Вот молодые водители всегда думают о романтике дальних путешествий. Но на самом деле - это одна из самых трудных и опасных профессий. Кроме того, профессии дальнобойщика у нас не учат. Все особенности водителям приходится познавать на собственных ошибках, - делится размышлениями Хайдар Кантюков.- Но недаром нашего брата считают водителями - профессионалами!
Довелось Хайдару видеть много аварий в своей жизни, порой страшных. В 90-х и с рэкетом на дорогах приходилось сталкиваться, сейчас, конечно, спокойнее стало. Но все равно он всегда рекомендует собратьям по цеху соблюдать правила дорожного движения, быть, как говорится, начеку - в дороге всякое бывает.
И действительно, все ситуации предусмотреть невозможно. Как отмечает мой собеседник, поломка грузовика в дороге чревата задержкой в пути, а нередко и порчей груза.
Самый лучший помощник на дороге для любого дальнобойщика - это рация. Ребята по возможности придут на помощь. Если что-то сломалось, всегда найдутся люди, которые остановятся и помогут словом, делом, инструментом.
- В дороге большой помощник – радио, - продолжает свой рассказ наш герой. - Да и вдоль трассы всегда встретишь магазины и заправки, других водителей на стоянках. С ними всегда можно обсудить последние новости и ситуацию на дороге. А еще в пути я часто размышляю о своей жизни.
На вопросы о том, какими качествами должен обладать настоящий дальнобойщик, и есть ли у водителей особый дух, Хайдар Минихаевич отвечает прямо:
- Могу сказать по своему опыту, что дальнобойщики - народ дружный. Взаимовыручка имеет в дороге огромное значение. Ведь сегодня помог ты, а завтра тебе. Особенно в зимнее время. В рейсе мы ведь и пищей делимся, и бензином. Работа в дороге сближает. Все зарабатывают себе на хлеб по-разному. В любой профессии, если ты хочешь чего-то добиться, нужно усердно работать. Профессия дальнобойщика – достаточно тяжелый труд, учитывая особенность российских дорог и бесконечные пробки. Вместе с тем, в нашей работе много положительного. Это и независимость: многие из нас работают сами на себя, и возможность страну посмотреть.
В свой профессиональный праздник Хайдар Кантюков хотел бы пожелать братишкам, как он называет своих товарищей-дальнобойщиков, одного: чтобы ребята были предельно внимательными и аккуратными. А главное - соблюдали законы дорог.