Все новости
власть
15 Марта 2018, 10:04

В магазине иль в Сети - важно права соблюсти!

«Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными», - таков девиз тематической даты этого года.

Повод для утверждения этой цели объективен: он отражает предпочтения потребителей, все больше пользующихся интернет-торговлей и интернет-услугами.

Покупка в Сети - не «на деревне у дедушки»
- Потребители должны знать, что они вправе отказаться от товара, заказанного в интернет-магазине, в любое время до его передачи, - проконсультировала корреспондента газеты главный специалист-эксперт Кумертауского территориального отдела Роспотребнадзора по РБ

Виктория Александрова (на снимке), - и после этого - в течение 7 дней.

Если же информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена покупателю в письменной форме в момент доставки товара, то сроки возврата увеличиваются до 3 месяцев. Важно только сохранить товарный вид приобретения, его потребительские свойства, комплектацию, ну и, конечно, необходимо иметь документы, подтверждающие факт совершения покупки либо свидетелей этого. Покупатель вправе требовать возмещения стоимости покупки, замены товара на другой, уменьшения его покупной цены и ремонта, если причиной возврата была неисправность.

И вообще, прежде чем заказывать товар по Сети, необходимо обращать внимание на то, имеется ли на выбранном сайте информация о продавце, его адресе нахождения, о порядке оплаты товара, сроках его доставки и службы, - предупредила эксперт. - В случае отсутствия координат и прочего потребитель будет лишен возможности предъявить какие-либо требования продавцу. Необходимо также быть предельно осторожным при требовании предоплаты: бывает, что, перечислив деньги, покупатель не получает товар и хозяина сайта невозможно найти, поскольку ресурс вдруг оказывается закрытым. В этой ситуации нужно срочно обращаться в полицию.

Согласно статистике, в местный отдел Роспотребнадзора за 2017 год поступило всего две жалобы на нерадивых интернет-бизнесменов, и обе они по поводу отказа продавца передать оплаченный товар покупателю. Это, конечно, капля в море, по сравнению с общим числом обращений в территориальный контролирующий орган. Хотя вполне возможно, что многие недовольные покупками в интернет-магазинах и не обращаются с жалобами, думают, что это бесполезно, поэтому «пристраивают», а то и просто выкидывают оказавшийся не тем, что нужно, товар.

В помощь закону добрая воля продавца

Всего за 2017 год в территориальный отдел Роспотребнадзора, по словам Виктории Александровой, поступило 211 обращений, что вполовину меньше показателей 2016-го. Проведена работа по 86 письменным обращениям: по 44 заявлениям даны разъяснения, 27 обращений перенаправлены для принятия мер в другие органы власти, восьми юрлицам и индивидуальным предпринимателям объявлены предупреждения, шесть обращений послужили основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий и по их итогам назначены 5 штрафов на общую сумму 13500 рублей. По устным жалобам даны консультации, оказана помощь в составлении претензий продавцам.

- 20% обращений составили жалобы, связанные с приобретением некачественной бытовой техники, телефонов и так далее, - подчеркнула эксперт. - Продавцы таких товаров, к сожалению, нередко противятся бесконфликтному разрешению возникшего спора, так что приходится обращаться в суд.

- Нам ни к чему давать лишний повод для недовольства покупателя, - в противовес эксперту Роспотребнадзора высказался продавец магазина «Электроника» с. Ермолаево Александр Винокуров. – Прежде чем оформить покупку, мы досконально выясняем запросы клиента, совместно с ним проверяем товар на выполнение всех заявленных функций. Ну, а уж если вдруг техника подведет раньше гарантийного срока, и это постараемся решить мирным путем: обратимся в сервисный центр, где технику отремонтируют, а если это невозможно - вернем деньги за покупку.

Хорошо бы все продавцы так думали и поступали, как этот молодой человек. Справедливости ради, замечу, что наши люди нередко действуют даже более благородно, нежели им предписывают законодательные документы. Мне лично доводилось менять абсолютно исправный мобильник, аргументируя свое желание только тем, что он слишком большой и мне им неудобно пользоваться. Пришла в магазин, ни на что особо не надеясь, но ко мне, на удивление, отнеслись с дружеским пониманием и, убедившись, что товарный вид и комплектация телефона в порядке, разрешили выбрать другой аппарат.

Для особых товаров - особые правила

И таких положительных примеров не мало, но и с фактами не поспоришь. Иной раз точно знаешь, что правда на твоей стороне, но представитель магазина почему-то ведет себя так, словно ты его обокрал или как-то еще насолил, и не желает вступать в конструктивный диалог. А между тем, напомню, что так называемые особые товары – сложную технику, чулочно-носочные изделия, нижнее белье, предметы гигиены и даже зоотовары, если они бракованные или ненадлежащим образом выполняют свои функции - вернуть в магазин можно. Основанием для этого служит актуальная для всех статья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».

И, кстати, медикаментов это тоже касается. Вопреки категоричности провизоров и фармацевтов, лекарственные препараты подлежат возврату в аптеку, если у них повреждена упаковка, истек срок годности или дата затерта так, что ее трудно разглядеть, а также, если обнаружен недокомплект – например, отсутствует памятка и если провизор продал не то лекарство – здесь должно быть подтверждение в виде рецепта либо свидетельство очевидцев.

Так что, будьте обоюдно добропорядочны, берегите свое и чужое здоровье, а в случае явной несправедливости и отсутствия взаимопонимания звоните специалистам Кумертауского территориального отдела Роспотребнадзора по РБ по телефонам: +7(34761)4-48-18, 4-25-72.

Наталья Коршикова