Кто-то остроумно подметил скрытый смысл в аббревиатуре ПМПК: помощь может понадобиться каждому.
Кумертауская зональная психолого-медико-педагогическая комиссия является филиалом ГБУ РБ РЦППМСП. Комиссия организует приемы специалистов в Мелеузе и Кумертау, Мелеузовском, Куюргазинском, Зианчуринском, Кугарчинском, Федоровском районах.
Инициировать прохождение ПМПК могут родители и другие законные представители ребенка, а также образовательные организации, которые он посещает, и медицинские учреждения.
Допустим, логопед в детском саду выявила у трехлетнего ребенка задержку в развитии речи и посоветовала родителям пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. В этом случае на месте проводят психолого-педагогический консилиум. Специалисты сада выносят протокол с заключением и направляют на ПМПК. После комиссии по утвержденной программе с ребенком занимается логопед того же детского сада.
Или, например, педагог в первом классе обратила внимание на отклонения в поведении ребенка, заметила у него трудности в усвоении программы. Она с разрешения родителей инициирует прохождение ПМПК. И дальше все происходит по той же схеме: сначала в школе проводят консилиум, а после направляют в территориальную ПМПК.
Бывает так, что родители отказываются проходить ПМПК, это их право, но позже родители приходили к выводу, что ребенок не осилит обычную программу, и обращались в комиссию сами. Поэтому к рекомендациям специалистов лучше прислушаться.
Специалисты разговаривают с ребенком, дают ему задания по возрасту и с учетом особенностей развития.
На комиссию направляют как дошкольников, так и школьников — как правило, учащихся первых — четвертых классов, когда уже понятно, есть ли непреодолимые препятствия для обучения в обычной школе.
Если на комиссии дошкольник, то все проходит в игровой форме. Ребенку предложат, например, рассортировать игрушки по цветам, определить на картинках животных и растения. Обязательно спросят имя и фамилию, как зовут папу и маму, бабушек и дедушек, имена воспитателей. Могут задать какие-либо бытовые вопросы. Допустим, как ребенок добирается в детский сад.
Детей постарше попросят рассказать о себе и о своих близких, спросят про их возраст и увлечения. Также специалисты проверят память и речь. Оценят, правильно ли школьник строит предложения и как он произносит звуки. Для этого с ребенком опять же будут разговаривать. Например, об окружающем мире, профессиях. Задача специалистов ПМПК сводится к тому, чтобы выявить нарушения в развитии ребенка и определить его резервные возможности.
Учитель-дефектолог определяет зону актуального и ближайшего развития ребенка. Это знания и умения, которые есть сейчас, и его потенциал. Поэтому важно представить на ПМПК рабочие тетради школьника, его контрольные работы по математике и диктанты по русскому языку. Так учителю-дефектологу проще сделать выводы о том, как ребенок усваивает школьную программу, и выявить проблемы.
По этой же причине большое значение имеет подробная педагогическая характеристика. Учитель, который каждый день видит ученика и общается с ним, может наиболее объективно оценить динамику его развития.
Педагог-психолог отмечает особенности поведения и характера ребенка. Наблюдает за его общением с другими людьми. Проверяет, как развиты все психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Для этого психолог предложит ребенку, например, запомнить последовательность предметов, сгруппировать их по какому-то признаку и найти различия в свойствах.
Учитель-логопед оценивает уровень речевого развития, качество устной и письменной речи.
Социальный педагог из детсада или школы готовит справку о социальном статусе ребенка: в благополучной или неблагополучной семье он воспитывается, может ли коммуницировать, обслуживать себя.
После беседы обычно уже не в присутствии ребенка и родителя комиссия обсуждает конкретный случай и выносит решение. Потом ребенка и его маму или папу снова приглашают и озвучивают им рекомендации. Им расскажут об особых образовательных потребностях ребенка и специальных условиях получения образования, а также о том, в каких детских садах и школах такие условия созданы.
Родителей беспокоит, что психиатр в комиссии может поставить ребенка на учет. Нет, на учёт к психиатру после посещения ПМПК не поставят. Не бойтесь визита к детскому психиатру, не пугайтесь слова «психиатрия», не стесняйтесь спросить о том, что вас беспокоит в вашем ребёнке, что вам кажется «неправильным», не закрывайте глаза на какие-то особенности в поведении и развитии вашего ребёнка, убеждая себя, что «это просто кажется».
Консультативное обращение к детскому психиатру ни к чему родителей не обяжет и при этом часто своевременное обращение к врачу-психиатру с вашим ребёнком предотвращает развитие грубых психических нарушений в более позднем возрасте и даёт возможность вашему ребёнку в дальнейшем жить полноценной здоровой жизнью.
Елена ЛЯЩЕНКО,
педагог-психолог
Кумертауской ЗПМПК