Все новости

Ожидание и вера творят чудеса

О своём детстве вспоминает дочь фронтовика

Истории людей, переживших войну, нередко заставляют нас задаться вопросом: «А смог бы я?».

Способно ли нынешнее молодое поколение на стойкость, какая была у наших прадедов, на умение сострадать, будучи самому лишенным всего, готово ли принимать не по возрасту взрослые решения?

Венера Зайнулловне Терегуловой, когда началась война, было всего четыре года. Жили они в Ермолаево, в бараке. Отца на фронт призвали зимой. На ту пору в их семье, кроме Венеры, было еще двое детей – маленькие сестренка и брат.

- Письма от отца поначалу приходили, потом перестали, - рассказывает Венера Терегулова. – А в один день к нам домой пришел человек в военной форме и сказал, что видел своими глазами, как в блиндаж, где был и наш отец, попала бомба. Завалы-то разобрали и раненых оттуда достали, только нашего отца там не нашли.

Вот с такой красивой улыбкой идет по жизни ветеран труда Венера Терегулова.
Вот с такой красивой улыбкой идет по жизни ветеран труда Венера Терегулова.

Но родные не переставали ждать своего Зайнуллу. И чудо произошло. Их односельчанка жила на ту пору в Оренбурге и у нее была подруга, которая работала в госпитале. Вот медработница и рассказала, что у них на лечении находится один солдат, который всё твердит, что дом его находится в 120 километрах. «Вот умру я здесь, а мои родные даже не узнают, что я был от них так близко», - переживал тот боец. Пошла землячка посмотреть на раненого и узнала в нем соседа Зайнуллу.

Радость в доме от возвращения отца была великая. И не важно, что пришел он с войны на костылях. Главное, что живой!

- Бабушка и мама стали хлопотать возле папы, - продолжает Венера Зайнулловна. – Говорят ему: «Не переживай, мы тебя вылечим». Стали травы всякие запаривать. Делали атаю компрессы и молились, конечно. Поначалу не помогало. Два года прошло после того, как он с госпиталя возвратился. А в один день, по-моему, это был Курбан-байрам, пришел к нам друг семьи и принес мясо - хаир. Сидим все у стола. И тут отец, видимо, в порыве благодарности за гостинец взял да поднялся на ноги. Как мы радовались!

Стал после этого Зайнулла ходить. Устроился работать конюхом в совхоз. Построил для своей семьи небольшой дом-мазанку. То, что родной и любимый человек выздоровел, для близких было знаком свыше, что всё у них будет хорошо.

Конечно, легко в те годы никому не было. В школу дети ходили по очереди, потому что одежды и обуви на всех не хватало, ели скудно, трудились на полях, у станков, не ноя и не жалуясь на судьбу.

Сама Венера в семь лет полола с одноклассниками колхозные поля, а в 14 лет вместе с ровесниками разгружала глину на строительстве железной дороги.

- Нам просто надо было жить, и мы жили, - говорит Венера Зайнулловна.

И эти слова являются девизом того поколения, не сломленного ни войной, ни голодом, ни горем!

Наталья Коршикова

Автор:центр Куюргазинский информационный
Читайте нас: