Думаете, они в свои годы жалуются на болячки и жизнь? Отнюдь. Наоборот, они советуют ценить каждый прожитый день и не унывать ни по какому поводу.
- За две недели с начала переписи опросила многих, почти выполнила план. На каждого переписчика приходится не менее 550 респондентов, - рассказывает о своей работе Марина Станкина. – Мне предстоит обойти в селе Айсуаке улицы Куюргазинскую, Терегулова, Ломоносова, Бикбая, Комсомольскую, Недошивина, Степную (нечетную сторону), Центральную и часть Совхозной улицы. После основной работы надеваю синий жилет, включаю планшет и приступаю к обходу. Люди у нас очень гостеприимные, приглашают на чай. Отказываюсь, ведь темнеет быстро, а мне нужно успеть ко многим заглянуть. Среди опрошенных много пожилых людей. Стало приятной неожиданностью познакомиться с Надеждой Шелепиной, которой исполнилось 99 лет!
Бабушка плохо слышит, поэтому на помощь мне пришла её соседка. Люди преклонного возраста отзывчивые. Надежда Васильевна ответила на вопросы, мы поговорили, а потом она показала мне фотографии сына с дочерью. К сожалению, их сейчас нет в живых.
- Каждый день навещаю бабушку, благо живу недалеко, - рассказал нам по телефону внук Надежды Шелепиной Андрей Астромейко. – Всего у неё трое внучат, мои брат и сестра трудятся и живут в Краснодарском крае. Пять правнуков и два праправнука. Все мы бабушку свою горячо любим. Еще в пору моего детства бабашка с дедушкой лошадей держали, разводили кроликов. Мы вместе ходили за 4 километра на сенокос. Бабушка на всю семью носки вязала. Моложе была - часто ходила в лес за грибами, это она любила. Знаете, какая вкусная у неё картошечка жареная с грибочками?! А в огороде и до сих пор возится, сама сажает, поливает. Дома чистоту наводит, полы протирает почти каждый день.
Надежда Шелепина проживает в Айсуаке в многоквартирном доме, где нет ни санузла, ни водопровода. Это ли условия для наших стариков, которые вынуждены спускаться со второго этажа за ведром воды?
Вторая долгожительница - Латифа Рахмангулова из Якшимбетово. Здесь прошли ее детство, юность, здесь и любовь свою она встретила. Семья пережила и политические репрессии. Отца Латифы Абдулловны в 1929 году забрали, позже его честное имя было восстановлено, отца реабилитировали, но детей на ноги поднимала одна мать.
- В войну мама работала в колхозе бригадиром на ферме. Молокозавод был, трудилась и там, - вспоминает дочь Зиля Рахмангулова. – Кто знает, как сложилась бы её дальнейшая судьба, если бы не война. Мама поступила в техникум. По приказу Сталина за учебу в то время нужно было платить. Но тех денег, что накопила, оказалось недостаточно для получения выбранной профессии, поэтому мама вернулась домой, устроилась в родной колхоз.
Позже вышла замуж за моего отца Мусу Рахмангулова, они знали друг друга еще с детства. Семья наша большая: 5 детей, 7 внуков и 5 правнуков, праправнуков пока еще нет. Раньше ведь в каждом дворе скотину держали, и наша семья была не исключение. Мама вязала красивые башкирские шали, потом их продавала. А на вырученные деньги нам что-нибудь покупала. О трудностях жизни и радостях в семье она помнит по сей день, частенько нам рассказывает.
И пока живы наши бабушки с дедушками по максимуму, пожалуйста, постарайтесь их расспросить о прожитом, сделайте личную перепись своей семьи для будущего поколения.