Замечательный подарок сделали дети и внуки в 90-летний юбилей Татьяне Ионовой - приехали поздравить самого дорогого им человека.
Кто-то из них в Ермолаево живёт, а кому-то пришлось сотни километров преодолеть до бабули. Поспешила и я познакомиться с долгожительницей района.
Татьяна Семёновна встретила меня с открытой душой, и беседа у нас плавно перетекала от трудных к радостным моментам и наоборот. Поделилась со мной самым сокровенным, что пришлось пережить. Я слушала, а про себя думала: каким же нужно быть сильным человеком!
Дочь не вернувшегося с полей сражений фронтовика, Татьяна Семёновна хорошо понимает представителей своего поколения, которых в последние годы называют детьми войны. Голод, холод, отсутствие отцовской заботы – не просто слова на бумаге, это жизнь, которая научила её никогда не сдаваться.
- Родилась я в Старой Уралке. У родителей нас, ребятишек, было пятеро, я средняя, - рассказывает Татьяны Ионова. – Мне было всего 10 лет, когда отца забрали на фронт. Из одежды носили, что придётся, летом босыми ходили, а зимой - в связанных мамой шерстяных носках да в резиновых калошах. Мама и солдатам варежки вязала, за это давали семье пуд муки.
Голодно было, всю траву, которая только растёт, ели. Собирали борщевик, чистили его и с кислым молоком кушали. Помню, как ходили в Анновку, в полях собирали колосья в подол платья, а ведь было это не безопасно. Поля охраняли дозорные на конях, и в случае обнаружения хлестали по нам кнутами. Мы очень их боялись, потому ходили по краю поля, а в случае опасности бежали со всей мочи в густой лес, где удавалось скрыться. На Поташиху ходили собирать черемуху, ведро которой однажды выменяли на фуфайку.
Зимой было чуть легче, по осени картофеля урожай собирали хороший, колорадского жука тогда и не знали. Утром - картошка, в обед не кушали ничего, а вечером - похлебка из картошки.
В 14 лет меня взяли на работу в бригаду Елены Гавриловой возводить новый город - Кумертау. Оформила справку, по которой дополнительно ещё полбулки хлеба давали, которую, как самое дорогое сокровище, я бережно несла домой. Мама ровными ломтиками делила на всех. Довелось поработать и на Кумертауском разрезе бурого угля. С напарницей специальными железными когтями цепляли рельсы, шпалы и волочили до места назначения.
Тяжело было, не скрою, но сил своих мы не жалели.
Двадцать лет я отдала родной пекарне в Ермолаево, работала там мастером.
Замуж я вышла в 19 лет. Пришли сватья и всё решили, так принято было в то время. Мой муж Алексей Степанович был участником финской войны.
Стала наша семья пополняться детишками, решили построить новый дом. Прежний совсем маленьким был, его и сносить не пришлось - сам развалился. В строительстве все родственники участвовали, за что им очень благодарна. Муж работал начальником связи в Ермолаево, удалось выписать нужные стройматериалы. Сейчас уже шифер совсем на крыше износился, вода сочится.
Пока мы беседовали, всячески проявлял интерес к новому человеку в доме малыш – один из бабушкиных любимых правнуков. Интересовался яркой ручкой в руках корреспондента, понарошку угощал меня молоком из бутылочки. Тут же и рыжий, упитанный кот Пушок поспешил приласкаться.
Постоянно заботится о Татьяне Семеновне внучка Люда. Ее с братом воспитывала бабушка, когда стала для них опекуном.
Вот и дверь скрипнула. В гости с большим пакетом гостинцев поспешил один из сыновей юбилярши. А это значит, что скоро дом наполнится самыми близкими и родными Татьяне Семеновне людьми. Зазвучат слова поздравлений, пожелания здоровья и благ.
Марина Петрова