Сегодня героем публикации является Фома Сергеевич Аксинский – учитель, меценат, священнослужитель, вклад которого неоценим для населения Кривле–Илюшкино и близлежащих деревень и хуторов.
О нём сохранились достаточно подробные сведения в архивах. По исследованиям А.А. Кондратьева, он был четвёртым учеником школы, открытой в 1868 году в Симбирске на своей квартире гимназистом И. Я. Яковлевым, будущим известным чувашским деятелем культуры и просвещения, педагогом-демократом.
С осени 1887 года Ф.С. Аксинский был священником в Кривле-Илюшкино. По данным 1892 года, в Кривле-Илюшкино Оренбургского уезда было 62 двора, проживало 159 душ мужского пола, 150 душ женского пола. В приход входили также хутор Павловский, деревня Амекескинская - 22 двора, хутор Михайловский - 28 дворов, хутор Коровинский - 34 двора, деревня Ново-Знаменка - 72 двора, деревня Ново-Троицкая - 66 дворов.
В трёх первых населенных пунктах жили чуваши, а в остальных – русские крестьяне.
В Государственном архиве Оренбургской области в отчетах по миссионерским школам имеются сведения о том, что в Кривле-Илюшкино и на хуторе Павловском еще в 1875 году были учреждены миссионерские школы. В январе 1889 году была открыта братская школа на хуторе Михайловском. В 1896 году школа грамоты в деревне Ново-Знаменка. По данным 1901 года, священник Ф.С. Аксинский с 1887 по 1892 год состоял законоучителем и заведующим в трех школах. В 1896 организовал и открыл четвёртую женскую школу в д. Кривле-Илюшкино.
Дальнейшая судьба Ф. С. Аксинского до конца жизни будет связана с жителями Кривле - Илюшкино и близлежащих деревень и хуторов.
Много различных дел и забот служебного и общественного характера было у священника Ф.С. Аксинского. Он вел метрическую книгу учёта родившихся и умерших, сочетал браком молодых. Большую заботу о своих прихожанах Фома Сергеевич проявлял в неурожайные, голодные годы, добивался оказания помощи пострадавшим и голодующим со стороны комитета миссионерского общества.
Фома Сергеевич Аксинский был одним из активных и уважаемых сельских священников епархии. Он состоял действительным членом общества Оренбургского духовного училища, где обучались его сыновья.
Фома Сергеевич был отцом большого семейства, его стараниями и дети его были людьми грамотными. Жена у Фомы Сергеевича Мариамна Стефановна была русская, уроженка Мелеуза, пользовалась заслуженным уважением у жителей села.
Старший сын Дмитрий Фомич Аксинский был священником, после революции 1917 года работал учителем в Оренбурге. Второй сын Константин Фомич служил псаломщиком в селе Волостновке, умер в 1917 году. Третий сын Василий Фомич, как и старшие братья, получил образование в Оренбурге, был священником села Ира. Умер в ссылке. Четвертый сын Георгий Фомич учился в Оренбурге, добровольно вступил в белую армию и погиб. Пятый сын Николай Фомич в 1910 году учился в первом классе Оренбургской духовной семинарии. Судьба его неизвестна.
Со слов старожила Кривле-Илюшкино Филиппа Андреевича Филиппова, в годы Гражданской войны через село несколько раз проходили и красные, и белые войска, командиры квартировали в доме священника. Белые не трогали Фому Сергеевича, потому что он был священником, а красные не трогали, потому что у Фомы Сергеевича был документ за подписью Владимира Ильича Ленина.
Пожилые люди, знавшие его с раннего детства как большого труженика, духовного наставника прихожан и учителя, приглашали крестить детей, отпевать умерших.
В годы всеобщей коллективизации крестьянского хозяйства, церковь закрыли, а дом священника конфисковали и продали. В 30-е годы Фома Сергеевич, человек небольшого роста, весь седой, жил без семьи.
По исследованиям А.А. Кондратьева, Фому Сергеевича в последние годы его жизни, уже больного и почти ослепшего, приютила деревенская старушка. Хоронили Фому Аксинского жители Кривле-Илюшкино, так как родственников не оказалось на месте.
Точные даты жизни Ф.С. Аксинского неизвестны. По непроверенным данным, он родился примерно в 1857-м, а умер в 1938 году.
Анатолий Ефремов