Железную дорогу надо любить - считает Сергей Жиляков из Ермолаево, отработавший в сфере путей сообщения четверть века.
Пришел он в профессию так же, как и многие здесь, без раздумий и метаний. Видимо, цельность характера у работников РЖД в крови. Ну, что вы хотите – сфера такая: никаких шагов вправо и влево, только вперед, прямо и четко по маршруту в прямом и переносном смысле!
К тому же Сергею было от кого наследовать тягу к профессии. Его отец - Иван Николаевич проработал на железной дороге всю жизнь - был путевым мастером. Вот и герой публикации уверенно выбрал стальные магистрали своей судьбой. Более того, теперь по его стопам уже следует старший из четверых сыновей – Иван.
Но вернемся к нашему герою. После службы в армии он сразу отправился на вечерние курсы помощников машинистов в Кумертау. Пока осваивал профессию, подрабатывал грузчиком, а потом трудоустроился на Куйбышевскую железную дорогу. Позже дополнительно отучился в Пензенском железнодорожном техникуме на машиниста и с тех пор так и колесит по четко проложенному скоординированному маршруту.
- Вожу грузы по республике, а также в Оренбургскую область, - делится спецификой работы Сергей Жиляков. - Когда был в командировке на Дальнем Востоке, мне предлагали там остаться, но на родине лучше и веселее. Природа у нас неописуемо красива: леса, горы, города и села. А там от станции до станции - одна тайга!
- Сейчас, наверно, управлять поездом просто – всё на автоматике? Поставил автопилот и спи себе?! – спрашиваю я.
- Нет, спать ни в коем случае нельзя, - смеется мой собеседник. – Тепловозы сейчас действительно на электронике, но управляет составом всё также человек. Компьютер просто позволяет более легко и быстро считывать и сохранять информацию о состоянии локомотива, его скорости, об условиях и происходящем на пути следования. Раньше у нас, к примеру, все фиксировалось на специальной скоростемерной ленте, которую мы по приезду сдавали в депо. Сейчас вся информация о работе двигателя и так далее отражается на мониторе. Это очень удобно.
- А если вдруг поломка в пути?
- Ремонтируем, - улыбается, пожимая плечами Сергей. – На крайний случай у нас постоянная связь с диспетчером, можем вызвать вспомогательный локомотив. Но сейчас серьезные технические проблемы в пути почти исключены: все механизмы тщательно проверяются перед выездом.
График работы у машиниста тепловоза и его помощника ненормированный, так что для Сергея Жилякова почти не существует понятия «личное время».
- Не то, чтобы совсем нет выходных… Они есть, - поясняет машинист. - Только тебя в любой момент могут отправить в рейс. А значит, ты должен всегда быть в хорошей физической форме и адекватном состоянии. Но мне это даже нравится: зато на здоровье не жалуюсь! Того же в преддверии профессионального праздника хочу пожелать и своим коллегам. А еще зеленого света в пути и поддержки близких, без которой в нашей профессии никак».
Наталья Коршикова