Талантливая юная художница умело водила кистью по листу бумаги, повторяя контуры окружающего пейзажа.
Место для работы было выбрано удачное, наикрасивейшее. Среди дивной башкирской природы прямо в самом ее центре высится могучая, заметная, протяженная гряда-гора Уклы Кая, с одной стороны подпираемая чистейшей горной рекой Зилим, а с другой - подступающим таежным лесным одеялом, бережно укрывающим скалистые подступы знаменитого великана.
Юная художница, окруженная всей этой красотой, писала на бумаге такую же красоту. Мастерски и с любовью ее рука дорисовывала иссяня-голубоватой краской несущую свои воды речку.
Предлагаю всем читателям подойти к ней незаметно, не смущая ее, пронаблюдать весь процесс рождения прекрасного пейзажа, каждое мгновение которого ложится кистью на простой лист бумаги. А чтобы не спугнуть хозяйку кисти и красок, иногда будем отвлекаться на легенды данной местности. Пока она обрамляет берега реки прибрежной растительностью, немного «промчимся» вверх по течению Зилима и послушаем о нем рассказ.
Протекает река сначала по горной местности, а потом по равнинной части Южного Урала. Горная часть Зилима - популярное туристическое направление, здесь проходят сплавы, пешие и конные маршруты. Посмотреть есть на что: петляющая река огибает уникальные, отличные от других речных берегов, скалы. Например, скала Кузгенак не имеет аналогов. Гребень скалы сужается до ширины в 1 метр, находясь на этом перешейке можно свесить ноги с обеих сторон скалы. Но решаются попасть на этот участок далеко не все. Кстати, в переводе с башкирского языка Кузгенак означает «глазок» и этому есть объяснение: в одном месте имеется сквозное отверстие. По мнению некоторых очевидцев, в яркую лунную ночь под определенным углом можно заметить лунный луч, проходящий через этот «глазок». Чуть ниже по течению раскинул свои объятия могучий Мамбет, заслуженно носящий звание самой высокой башкирской скалы с отвесным склоном в 140 метров. Приютил Зилим на своих берегах и одну из самых красивых и крупных пещер Урала Киндерлинскую (имени 30-летия Победы). И уже после нее река, гонимая ветрами (по одной из версий «зилим» связано со словом «ветер»), освобождаясь от скальных притеснений, вырывается на открытый участок.
Здесь на левом берегу и творит наша знакомая художница. На ее картине - пешеходный навесной мост, соединяющий два берега реки. По мне, так рисовать мост – сложная работа. Нужно показать не просто перекинутую дорожку над рекой, а суметь соблюсти пропорции, чтобы глаз любующегося оценил визуальный уклон моста с берега на берег и ощутил его высоту над рекой. Художница уже успела нарисовать дома с разноцветными крышами. Такой уж у нас народ, на фоне красивой природы красиво должны выглядеть и дома. Яркие краски всегда радуют глаз, оживляют настроение. Наш мост с красивыми синими опорами, с удерживающими тросами оканчивался у крайних домов. Он своего рода единственная связь деревни с цивилизованным берегом. А наша деревня на рисунке и в жизни называется просто Таш-асты (Ташастино), с башкирского «под камнем». Это потому что над деревней нависает утес Уклы Кая.
Вернемся к юной художнице. Замечаем на рисунке двух появившихся коров, прогуливающихся по берегу реки. Видимо, попили водицы и принялись с аппетитом жевать сочную прибрежную травку. С коровами здесь была связана такая история. Как-то весной, когда лед уже был тонок и собирался вот-вот тронуться, две молодые коровы решили перейти по льду из Таш-астов на противоположный берег. Уже добрались до середины реки, и лед начал движение.
Коровы, не понимая происходящего, просто остались стоять на ледяном плоту, который медленно стал двигаться вниз по течению. Хорошо, что все закончилось благополучно, льдина прибилась к берегу и рогатые просто сошли на берег и продолжили свой путь. Когда еще они так безопасно прокатятся…
Кисть даровательницы прекрасного, воплощающегося на бумаге, заканчивала контур самого главного объекта картины - горы Уклы Кая. Могучая гряда приковывала к себе взгляд любителей пейзажей. Коренные башкиры, испокон веков проживающие у подножия горы, неспроста дали ей такое название - с башкирского языка означает «стрельная гора», «гора, в которую пускали стрелы».
По одной из легенд, перед охотой башкиры совершали следующий обряд: у реки выстраивались в ряд и выпускали стрелы в сторону горы. Целью была не только сама гора, но и небольшая пещера на ее склоне и чем удачнее и точнее долетала стрела до цели, тем удачнее считалась предстоящая охота. Помимо этого, существовал обряд посвящения юноши в мужчину: если стрела, пущенная юношей, долетала до горы, то он считался мужчиной. В доказательство этим обрядам у подножия скалы археологам и просто случайным людям попадались наконечники древних стрел. Гора считалась и сакральной, на ее вершине устраивались обряды жертвоприношений, проводили народные праздники и собрания. На поляне среди валунов установлены 7 гигантских стрел, вошедших в землю. Своеобразный арт-объект.
Картина почти завершена, осталось добавить зеленой краской пятна растительности на горе, а синей - небосвод. Ветерок, гуляющий вокруг, поможет подсушить работу талантливой девочки, и картина готова. Ей удалось поймать мгновение и перенести его на бумагу.
Меня впечатлила ее работа, надеюсь, она не затеряется и будет украшать стену какой-нибудь художественной галереи. А пока день заканчивается, художница собирает свои кисти и краски, а мы, увлеченные наблюдатели её творчества, тоже начинаем понемногу расходиться. Кто-то отправится на гору, а кто-то будет стоять на берегу Зилима и представлять, каково же это было пустить стрелу до самой до горы…
Ильнур Байгильдин