В 1983 году по выходу из Афганистана я был направлен для дальнейшего продолжения службы в оперативное управление Туркестанского военного округа на должность старшего помощника начальника управления и по долгу службы принимал непосредственное участие в подготовке войск к выводу.
Хочу на страницах газеты рассказать, как это было. В мае 1988 года Совет безопасности ООН под давлением делегаций США, Великобритании и Франции принял резолюцию о прекращении боевых действий в республике Афганистан и выводе советских войск. С таким решением были не согласны бывший министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварнадзе и руководство Афганистана. Обстановка там резко обострилась и практически вышла из-под контроля.
В июне 1988 года был проведён пробный вывод войск, примерно 50-60 тысяч военных. Во время вывода войска были обстреляны душманами, были раненые и убитые. В такой обстановке вывод приостановили.
В сентябре этого же года Минобороны СССР, Министерство иностранных дел совместно с оперативным управлением Туркестанского военного округа направило в Афганистан большую группу офицеров и дипломатов для встречи с полевыми командирами моджахедов и ведения переговоров о прекращении боевых действий. Переговоры проходили очень тяжело и продолжались полтора-два месяца. Была достигнута договорённость о прекращении боевых действий и выводе войск на 15 января 1989 года. Но что-то пошло не так, и вывод был перенесён на 15 февраля.
Руководством СССР было принято решение после вывода 40-й Армии, её, как слаженную боевую единицу, целиком направить в один из военных округов. Но в это время в нашей стране складывалась тяжёлая непредсказуемая обстановка. В Прибалтике, Средней Азии и на Кавказе начались кровавые разборки, для пресечения которых были направлены Вооружённые силы и органы милиции. Боясь дальнейшего развития событий и возможного военного переворота, руководство страны приняло другое решение: после вывода Армии из Афганистана всю её расформировать.
Так, 12 февраля, то есть за три дня до намеченного срока, был выведен легендарный Краснознамённый ордена Суворова имени 70-летия Ленинского комсомола гвардейский 345-й парашютно-десантный полк и в полном составе вместе с боевой техникой и оружием направлен в Азербайджанскую ССР в город Кировабад (после 1991 года – Гянджа) и включён в миротворческие силы.
15 февраля после прохождения по Мосту дружбы в городе Термезе (Узбекская СССР) всех подразделений 40-й Армии командующий генерал Громов прошёл по этому мосту пешком, а затем выступил с большой речью. Он сказал: «Мы прекратили боевые действия и выходим из Афганистана с развёрнутыми боевыми знамёнами. Это значит, что мы ушли непобеждёнными». И добавил, что он уходит последним и за его спиной не осталось ни одного военнослужащего СССР. Но это оказалось не совсем так. Остались инженерно-сапёрные подразделения 201-й мотострелковой дивизии и пограничники Московского и Памирского погранотрядов, которые занимались охраной посольства СССР в Кабуле и бывшего штаба 40-й Армии и передачей имущества руководству ДРА, они вышли оттуда только в конце апреля 1989 года. Также оставались военные, пропавшие без вести, и военнопленные, которых потом выводили дипломаты.
Началось расформирование армии. 17 февраля генерал Громов был освобождён от занимаемой должности и направлен в Киев на должность командующего Киевским военным округом.
Из всех подразделений были отобраны военнослужащие, отслужившие установленный срок, и отправлены по домам. Оставшиеся подразделения были переформированы и направлены по всем военным округам.
Так закончилась необъявленная война, которая длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней и унесла с собой жизни свыше 15 тысяч военнослужащих.
Александр Таренков