Залог вкусного и полезного продукта на столе – сырье да сильные, но нежные руки пекаря.
На открытие рубрики с таким названием нас подвигло желание быть еще ближе к вам, наши читатели. Ведь одно дело - повествовать о своих героях, встречаясь от случая к случаю, и совсем другое – с полным погружением в одну из важных сфер их жизни.
Поучаствовать в нашем творческом эксперименте первыми мы предложили работникам пекарни №2 ПО «Куюргаза», и они не отказались, а даже восприняли эту идею с энтузиазмом. Так что следующий день для одного из корреспондентов газеты, то бишь меня – Натальи Коршиковой, начался на новом рабочем месте в качестве младшего пекаря.
К хлебу только в униформе и с мытыми руками!
Встретили меня радушно, рассказали про график работы, снабдили первичными теоретическими знаниями.
Оказывается, деятельность в пекарне кипит круглосуточно, в две смены – причем для каждой бригады трудовой день длится 12 часов! За день или за ночь выпекается до семи партий хлеба и хлебобулочных изделий весом в тонну. Всего же в ассортименте пекарни около 30 наименований жизненно важного продукта.
Далее мне объяснили технику безопасности и санитарные требования, снарядили по форме - в одноразовый чепчик, белоснежный пиджачок с голубыми вставками, как у доктора, и фартук с цветочками. Заведующий пекарней Александр Сорокин окинул меня придирчивым взглядом, одобрительно кивнул и отправил мыть руки с хозяйственным мылом.
- Хозяйственное мыло хорошо дезинфицирует, кроме того, у нас у каждого свое полотенце, - поясняет мне по ходу мастер пекарни Любовь Михайлова, выдавая и мне - белоснежное, хрустящее, вафельное.
Итак, мое ближайшее знакомство с процессом приготовления хлеба началось. Вопросов было много, и все они роились в моей голове, никак не желая выстраиваться в четкий план. Призвать к порядку сие броуновское движение помогла опять же Люба, которой меня передали в управление и шефство.
Ермолаевскому хлебу хмель - голова
Любовь Александровна повела меня сразу, так сказать, на «стартовую» площадку – туда, где готовится хмелевой взвар. Да-да, в пекарнях ПО «Куюргаза» используется настоящий душистый хмель, а не сыпучие гранулы магазинных дрожжей!
Приготавливается взвар так: ароматные шишки засыпают в мешок и погружают в заполненный кипятком специальный аппарат, похожий на термопот, герметично закрывают и выдерживают в течение трех часов при температуре кипения. Получается темно-коричневый настой, его соединяют с ржаной обдирной мукой и замешивают так называемую заварку. Эта густая масса, немного постояв, используется для приготовления и постоянного «кормления» жидких дрожжей. На дрожжах в свою очередь замешивается опара, а уже из опары приготавливается тесто для хлеба.
Главное - не сбиться с алгоритма
Пышное, словно живое, дышащее тесто разбирают на небольшие колобки весом в 625 грамм, колобки помещают в формы, устанавливают на вагонетки и отвозят в расстоечную комнату, из которой уже здорово подросшие булки отправляются в печь. Вот такой длинный и весьма трудоемкий процесс предшествует появлению на наших столах румяных булок.
Пока Любовь Александровна проводила для меня теоретически-показательный экскурс, первая партия аппетитно пахнущего хлеба, тесто для которой приготовили пекари ночной смены, уже отправилась по торговым точкам, а вторую бойкие работницы пекарни уже разложили по формам и отправили «отдыхать» в расстойку.
Самим же хлебоделам отдыхать было недосуг. Они сразу приступили к мытью освободившейся дежи (так называется глубокая чаша, в которую помещают тесто. - Прим.) и уборке места разделки, а в тестомесе уже дышал и пыхтел, словно от нетерпения, третий за прошедший с начала смены час огромный ком теста. Его, как выяснилось, замесила незаметно оставившая меня, удивленную, мастер Люба. Понятное дело – рабочий процесс!
Вообще девушки-пекари делали все очень быстро и четко, используя в дело буквально каждую минуту. При этом они почти не разговаривали, или я просто не улавливала их телепатическую связь? Четкими, синхронными движениями цикл за циклом, словно следуя алгоритму, они замешивали, формовали, провожали в печь и вынимали хрустящие буханки из печи, попутно и так же дружно и не договариваясь, выполняя необходимые сопутствующие и гигиенические процедуры.
Вот в очередной раз оператор Александр Герасимов вывез из расстоечной комнаты вагонетки, десять минут - и все двести шестьдесят четыре подошедших булки оказались в печи. Все это проделали всего две пары рук пекарей.
Признаться, я залюбовалась процессом и даже оробела. «Разве у меня так получится?» - думала с сомнением. «Идем, идем! - ободряюще позвала меня опытная пекарь Галина Пчелинцева, - уже приступившая со своей напарницей Надеждой Кобелевой к разделке следующей порции теста. - Все получится, не бойся».
Я на всякий случай еще раз сбегала в мойку и взялась за дело. Поначалу упругая субстанция никак не хотела отделяться от общей массы и превращаться в колобок: тянулась и жутко липла к рукам. Но после нескольких емких наставлений моих временных коллег работа пошла на лад.
- Ты прежде, чем коснуться теста, руки смочи, - посоветовала мне по ходу Галя, указав на специальную емкость с водой, - тесто ни в коем случае нельзя рвать, его нужно выбирать, иначе в печи и булка порвется, получится брак.
На то, чтобы опустошить дежу, кстати, вмещающую 100 килограммов теста, нам с девочками потребовалось всего полчаса.
Моя заслуга, конечно, в этом была мизерная, и, возможно, без меня у моих наставниц все получилось бы еще быстрее, но они никоим образом не выказывали своего скепсиса или недовольства. Напротив, хвалили меня и говорили, что для первого раза у меня получилось все вполне себе ничего, и они с удовольствием взяли бы меня в бригаду навсегда. Тем временем в печи поспел хлеб, и обмениваться любезностями стало некогда. И снова замелькали умелые и неугомонные руки.
Уложить на лоток несколько свежеиспеченных булок доверили и мне, и я вновь сделала для себя открытие. Оказывается, корочка хлеба после печи очень хрупкая и нежная, словно крылья бабочки. Стоит чуть-чуть прижать, и можно пробить или серьезно помять золотой брикетик, тогда он примет нетоварный вид и не будет допущен к реализации. А девушки-пекари ловко ухватывали и выкладывали на стойку сразу по 4-5 булок!
Проработав в пекарне всего до обеда, я почувствовала, как гудят мои ноги. Да, нелегко дается хлебушек на нашем столе и, к слову сказать, оплачивается этот труд совсем не равнозначно. Но эта тема для отдельного разговора, в ходе же эксперимента я поняла главное: качественные ингредиенты для получения хорошего продукта важны, но еще важнее квалификация, умение и отношение к работе тех, кто эти составляющие использует, превращая в то, что достойно всяческих похвал и восхищения.
На фото: Вкусный и горячий хлеб к вашему столу. Приятного аппетита! В центре - заведующий пекарней Александр Сорокин.