В это воскресенье работники Куюргазинского ДРСУ отметят свой профессиональный праздник.
Традиционно в третье воскресенье октября свой профессиональный праздник отмечают работники дорожного хозяйства.
Дорожная тема – неиссякаемо актуальная. Одни только шутки о российских дорогах давно и всем набили оскомину. И когда появилась возможность самой поработать в этой сфере, даже порадовалась. Своим творческим экспериментом мы решили, так сказать, убить двух зайцев – в подробностях узнать, как и из чего делается асфальт, и таким образом поздравить работников дорожной службы с праздником.
Контракты исполняем чётко, без задержек
Теплые осенние деньки для асфальтобетонного завода по напряженности аналогичны весенним. Фото Игоря Хлопотова
Начальник Куюргазинского ДРСУ филиала АО «Башкиравтодор» Юрий Шибин предложению принять на временную службу журналиста улыбнулся, но возражать не стал и поручил дело моего посвящения в сотрудники инженеру ПТО с 15-летним стажем работы в дорожном строительстве Анатолию Кухареву.
Анатолий Михайлович сообщил, что в настоящее время на обслуживании их организации и коллектива, численностью 74 человека, находится 370,8 км дорог Куюргазинского района. Нередко им приходится работать на территориях г. Кумертау и на дорогах республиканского значения. К примеру, в сезон 2017 года наши дорожники отремонтировали у ближайшего соседа – Кумертау - почти 3 километра дорог. – По условиям контракта, стоимостью в 20192000 рублей и сроком до 2019 года, кроме укладки асфальта, там им еще предстоит произвести отсыпку обочин и установить металлическое барьерное ограждение.
В настоящее время работники Куюргазинского ДРСУ трудятся на республиканской автодороге Магнитогорск - Ира, а точнее на ее участке 387,8 – 389,8 км и, пока стоит погода, им также нужно успеть отремонтировать участок 385,2 – 387 км. В районе же куюргазинские дорожники на момент подготовки материала занимались ремонтом дороги Маломусино - Илькинеево протяженностью 2 км. Полная стоимость этого контракта составляет 14 млн рублей, а рассчитан он на два года. Сейчас там отремонтированы 1,5 километра, остальное запланировано на теплый сезон следующего года.
- Что вы можете сказать о качестве и структуре асфальтобетонной смеси, используемой для покрытия местных и других дорог? – задала я давно назревший вопрос.
- На дорогах района, главным образом, используются Марка 3 тип Б - горячая плотная мелкозернистая смесь, в основе которой органический компонент - нефтебитум, а также щебень и гравий, - пояснил Анатолий Кухарев. – Межремонтный срок таких дорог составляет 10 лет, а гарантийный - 4 года. Немалое значение в условиях постоянной для нашего времени экономии имеет и относительная дешевизна указанного состава, например, по сравнению с щебеночно-мастичными асфальтобетонными смесями (ЩМА), которые изготавливаются на полимерных битумных вяжущих компонентах. Последние более износостойки и применяются на дорогах с большей нагрузкой. А вообще, выбор материала – это право заказчика: что нам скажут изготовить и положить, то и изготовим, и положим. Со своей стороны гарантируем четкое исполнение технических условий и контракта, без задержек и брака. А насчет вашего интереса к качеству асфальта, так сами можете поучаствовать в процессе его приготовления. Как раз сейчас задействованы оба наши асфальтобетонных завода.
ЩМА не икра, а смесь для полотна
На образец давит 16 тонн, тут главное не дать соскользнуть форме и вовремя убрать руки. Наталья Коршикова и Наталья Чеснокова (слева направо).
На территории АБЗ кипела жизнь и работа: всюду лежали горы разноцветного – белого, зеленого, серого, фиолетового - щебня различного помола, тарахтели трудяги трактора-погрузчики, сновали туда-сюда многотонники с грузом и без.
Меня уже радушно встречала лаборант АБЗ Наталья Чеснокова.
- Вот как раз машина с асфальтом подъехала, - указав мне на грузовик, стоящий перед зданием лаборатории, сказала она, - это ЩМА -15: сейчас наберем пробу и будем испытывать.
«Пытать» асфальт мы начали с обычного нагрева разнокалиберно зернистой, блестящей черным лаком массы, похожей на икру диковинной рыбы, на обычной электроплитке. В ответ на это субстанция стала источать едкий запах гудрона, нефтепродуктов и еще чего-то неприятного, от чего щипало глаза, першило в горле и тяжелела голова.
Пока своеобразное блюдо «готовилось», хозяйка лаборатории принарядила меня в свою синюю, с оранжевыми вставками, спецкуртку. «Ещё испачкаетесь, - заботливо приговаривала Наталья, помогая мне застегнуться, - здесь не хирургия. А у меня это рабочая одежда, так что могу поработать и в ней».
Также мою экипировку дополнили нашедшейся лишней парой рабочих перчаток, вот только респиратора, положенного по логике и условиям труда, почему-то к униформе даже в единственном экземпляре, хотя бы только для хозяйки лаборатории, не прилагалось.
Разговорились. Оказалось, Наталья Анатольевна на должности лаборанта сама новичок – работает чуть больше полугода. До этого 20 лет трудилась на спиртзаводе, после его закрытия ей пришлось поработать и таксистом, и мойщицей на автомойке. Вникнуть в новое дело помогли курсы профпереподготовки, а больше всего собственная настойчивость и убеждение, что «не боги горшки обжигают».
Тем временем наша «икра» немного оплыла и стала сыпуче-пластичной.
- Вот, смотри, - перейдя на дружеское «ты» обратилась ко мне моя тезка, - асфальт накладываем на так называемую развеску и взвешиваем. Для изготовления образца нам надо 680 грамм…
Образец – это цилиндроподобная штука одинаковой высоты и диаметра – 71,4 мм. Таких на момент начала нашей совместной работы на столе Натальи Анатольевны уже было штук 20, а под столом на полках лежали какие-то прямоугольники из похожего материала.
- Это вырубки с дорожного полотна, - пояснила Наталья Чеснокова, - их делают после укладки покрытия и отвозят на проверку в Центральную лабораторию АО «Башкиравтодор» в Уфу. Но это при необходимости, а цилиндрики я делаю и испытываю с каждой отгруженной заводами партии, результаты фиксирую в специальном журнале.
Итак, отмерянные полкило с лишним мы засыпали в железную форму-болванку, тщательно и для начала вручную утрамбовали ее таким же железным, весившим примерно килограмм поршнем. Потом все вместе перенесли на пресс, кстати, советских времен, где образец был подвергнут нажиму в 160 килоньютон или, как нам привычнее, в 16 тонн. Продолжалась эта процедура 3 минуты.
- В момент нажима болванку с образцом нужно поддерживать, - поясняла по ходу Наталья. – Нельзя, чтобы образец выскользнул из формы даже на чуть-чуть, иначе он будет испорчен и непригоден для дальнейших испытаний.
После всего проделанного, как инструктировала меня далее моя напарница, асфальтозаготовка должна оставаться в покое на протяжении двух часов. За это время она остынет и будет готова к следующему самому главному этапу – испытанию водой в приборе, называемом гидростатик.
Именно показатели водонасыщения свидетельствуют о том, соответствует ли изготовленная смесь ГОСТу и может ли быть использована по назначению. К примеру, для нижнего слоя асфальта пористость образца должна находиться в пределах 4 - 10 %, верхнего – от 1,5 до 4%.
Согласно условиям нашего творческого эксперимента, сделать образец доверили и мне. Я старательно отмерила положенную порцию ЩМА, упорно, стараясь сделать всё, как надо, тщательно трамбовала смесь. Когда переносила к гидропрессу весь комплект – болванка, образец, цилиндр - с удивлением отметила, что весит он почти, как годовалый ребенок. Благо нести было недалеко, а вот Наталье тягать этот груз приходится на протяжении всего рабочего дня.
- И фитнес-зала не надо, - шучу я.
- Да, - улыбается в ответ Наталья, - руки мои, как у заправского армрестлера. Впрочем, я не привыкла сидеть без дела, так что моя нынешняя физическая форма не только здесь приобреталась.
Держа свой образец под прессом, я немного испугалась, убрала руки раньше положенных пяти миллиметров до упора, так что мой образец чуть было не обсыпался из-за немного соскользнувшей с него формы. Однако, благодаря быстро пришедшей мне на выручку Натальи, брака удалось избежать.
Ждать, когда остынут образцы и с какими результатами они пройдут гидроиспытание, мы с фотокором не стали: ведь обязанностей по основному месту работы с нас никто не снимал. Но, позвонив позже своей наставнице, я узнала, что все образцы – в том числе и мой! - показали пористость и гидронасыщаемость в пределах требуемой нормы: не менее 1,5% и не более 4%, так как ЩМА из которой мы делали образцы, предназначалась для верхнего слоя покрытия.
Конечно же, понять все о качестве нашего асфальта из такого вот мини-экскурса невозможно, но одно совершенно ясно: отличительной чертой тех, кто выбрал дорожное дело своей дорогой жизни, является исключительное трудолюбие. А еще, как все россияне, они - обладатели неиссякаемого энтузиазма. Вот только по опыту известно, что на нем на одном далеко не уедешь. А потому, очень бы хотелось, чтобы большой потенциал наших людей и поощрялся соответственно, создавались нормальные условия для его реализации, покупались современное оборудование и материалы.