Дата не сказать, что большая, – всего 15 лет. Но, если представить ее в ракурсе судеб оставшихся без поддержки пожилых людей, то видишь все по-другому.
На фото: Фото на память станет напоминанием о юбилее Дома престарелых. Фото Натальи Коршиковой
Вот и прибывшие на торжество гости, в том числе первый заместитель главы администрации по сельскому хозяйству Наугат Хисматуллин, председатель исполкома Курултая башкир Юлай Ишмухаметов, депутат Совета района, начальник Ермолаевских РЭС Наиль Валеев, в своих поздравлениях подчеркивали особую миссию учреждения и его сотрудников.
- Вы делаете большое наполненное высоким смыслом дело, - отмечали приглашенные, обращаясь к работникам Дома. - Благодаря вам осиротевшие бабушки и дедушки имеют возможность жить качественно и продлить свои дни на этой земле.
- Все мы с вами находимся в лицезрении Бога и все хорошее, что делается руками людей, – это результат его наставлений, жаль, что это не каждому дано слышать. Вы слышите. А значит, выполняете волю Всевышнего, потому Он не оставит вас без своей поддержки, - такое напутствие озвучили настоятель Свято-Тихоновского храма в Ермолаево отец Сергий и отец Игорь, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Державная» в с. Маячный.
Добрым словом вспомнили главу Куюргазинского района Ахата Кутлуахметова, по инициативе которого на средства местного бюджета под приют для оказавшихся в сложной жизненной ситуации пожилых людей было реконструировано бывшее здание школы-интерната.
На фото: Ишбика Габбасова: «Эту шаль я сама связала, очень она меня выручает в холода». Фото Натальи Коршиковой
- Персонал здесь хороший, - поделилась с корреспондентом на тему условий содержания одна из долгожительниц учреждения – 89–летняя Ишбика Ахматгазизовна Габбасова. – Я здесь живу уже 14 лет. Только вот подружки мои все ушли к Аллаху, а с новыми соседями интересы не совпадают.
Пообщались мы с бабушкой и за жизнь.
Ишбика Ахматгазизовна рассказала, что родом она из Кинзябаево. Юность ее пришлась на годы войны, так что лиха повидать довелось немало. Про этот период можно сказать так: страшно, голодно, бессонно и непосильно трудоёмко.
На фронт из семьи Габбасовых забрали главу семьи и двух сыновей – Ахметбикея, которому исполнился 21 год, и 23-летнего Ахметлатыфа. Вернулся домой только отец. А оставшиеся в тылу старики и дети ковали свою победу. 15-летняя Ишбика пошла работать на железную дорогу, потом трудилась в колхозе «Кызыл юл». Как все было, нам не почувствовать и, дай Бог, никогда не увидеть. Только, видимо, тяжкий труд не прошел бесследно для организма молодой тогда девушки: Ишбика Ахматгазизовна не имела детей, хотя и была дважды замужем.
На фото: Зиннур Шамсутдинов: «В этом году на приусадебном участке посадил дыни, выросли только две, но сладкие…». Фото Натальи Коршиковой
Не жалуется на жизнь в Доме престарелых и здешний староста Зиннур Рахимович Шамсутдинов. Говорит, что все у него хорошо: в настольные игры играет, книги читает, огород растит – томаты, огурцы, тыквы и даже дыни.
- Правда, из-за холодного начала лета урожай не очень богатым вышел, - посетовал мужчина.
Зиннур Рахимович – инвалид детства: трехлетним малышом он упал и сломал шейку бедра. А в совхозе «Сырдарья» у одноименной железнодорожной станции в Чимкентской области Казахстана, где тогда жили Шамсутдиновы, из медиков был только фельдшер, который сказал, что до свадьбы все заживет. Не зажило!
- А я так хотел служить в армии, - рассказывает о юношеских переживаниях Зиннур-бабай. – Мама, узнав о моем желании, стала ходить со мной по врачам, мне сделали операцию, потом я долго лежал в санатории, там и школу заканчивал. Стало лучше, но все равно для строевой не сгодился. Пошел учиться на киномеханика, работал в кинотеатрах. Было дело, трудился на хлопковой фабрике в Узбекистане.
В Куюргазинский же район Зиннур Рахимович приехал за девушкой. С хорошей и красивой невестой парня пообещала познакомить новая жена его отца, которая была из Псянчино Кугарчинского района. И слово свое мачеха сдержала. Зиннур влюбился с первого взгляда, ответила взаимностью и обещанная суженая - Танзиля, проживавшая в нашей деревне Юмагузино. Дружили молодые всего день, на следующий поженились, а прожили вместе душа в душу 31 год.
- Ее не стало 17 лет назад, - погрустнев, говорит бабай.
- А у вас с супругой были дети? – задаю я осторожно вопрос.
- Да, есть три сына. Была еще дочь, но она погибла. Средний сын непутевый, с алкоголем сильно дружит, - безнадежно машет он рукой и продолжает. - А старший и средний приезжают ко мне, внуков привозят повидаться. Что ж, у них своя жизнь, свои семьи…
И по этому вздоху понимаешь, что зарубежный пример отказа от содержания престарелых родственников никогда не станет для россиян нормой человеческого поведения. Как бы ни было комфортно в стенах госучреждения, ничто не заменит уюта домашнего очага, возможности постоянно видеть, как растут и развиваются твои внуки, возможности принимать непосредственное участие в их становлении. Но, как убеждает пример и опыт, судьба непредсказуема и неумолима. Так что за 29 жителей Дома престарелых можно даже порадоваться: есть крыша над головой, есть уход, в том числе и медицинский.
И все же ничто не заменит тепла детских ручек на щеках и слов: «Ты самый лучший, бабай!».