Все новости
Социум
15 Июня 2019, 18:00

Талант движет кистью художника

Старожил Ермолаево Михаил Чуносов вкладывает душу в своё творчество.

Рядом с нами живет уникальный человек Михаил Васильевич Чуносов. Чтобы писать о нем, нужно прожить хоть чуть-чуть той жизни, которая выпала на его долю, а еще надо обладать хоть сотой долей таланта, которой одарила его природа.



Родители Михаила Васильевича были из разных социальных слоев: мама родилась в 1901 году в семье потомственных дворян, а отец, 1890 года рождения, – из рабочих. Он старше своей жены на 11 лет. В семью Решинских приходил вместе со своим отцом, тот работал у них, а Василий нянчился с хозяйской дочкой Марией. Так распорядилась судьба, что потом она стала его женой. Когда Василий Иванович Чуносов вернулся после Гражданской войны на родину, ему было уже 34 года.


1930 год. Сидят: Андрей Васильевич Решинский – глава семьи, рядом Нюся, Василий Иванович Чуносов (отец Михаила), Ольга Петровна Решинская (бабушка Михаила), на руках у бабушки – Михаил.

Стоят: Лида, Мария (мама Михаила), Нюра, Анатолий, Алексей, Тоня (крестная Михаила).


Михаил Васильевич Чуносов родился 15 июня 1929 года в Оренбурге, родители в то время работали в авиационных мастерских. В 30-е годы был страшный голод, появилось много жулья, семье жилось тяжело. В Башкирии в то время было полегче, знакомый позвал в Ермолаево, поэтому в 1935 году Чуносовы и переехали. Им сразу бесплатно дали корову, теленочка. Василий Иванович – глава семьи - был высококлассным кузнецом, за хорошую работу его наградили квартирой, сделали ремонт, причем, контролировал работу секретарь райкома Никепелов. Семья была большая – шестеро детей, мама Мария Андреевна в Ермолаево уже не работала, воспитывала детей.


Михаил Васильевич дома за мольбертом.


Михаил в 9 лет (обучение начиналось с 9 лет) пошел в совхозную школу. Это было одноэтажное здание, три комнаты, вместо парт стояли столы, не было электричества – занимались при керосиновой лампе. Первыми уроками старались не ставить русский язык, математику – темно было писать. Топили печь, дети часто угорали, в этом случае расходились домой раньше. В трех комнатах занимались четыре класса. Один год Михаил пропустил, потом учился вместе с младшим братом в одном классе. Позже Михаил Васильевич напишет стихи, посвященные родному краю, где будут строчки и о брате, который погиб на войне:


Брат ты мой дорогой, где лежишь ты теперь?

Ты служил своей Родине честно.

Не вернулся домой, не вернулся к тебе,

Реченька нашего детства.

Все пришлось нам узнать: холод, голод и зной –

Навалилось на нас столько бедствий.

Ты нам пищу давала, поила водой,

Реченька нашего детства.


После 6 класса школу пришлось бросить – не в чем было ходить на уроки. Когда учились, друг уговорил летом поработать в карьере: там шла геологоразведка, в буровых установках нужно было менять воду в двигателях - выливать горячую, а заливать холодную. Мальчишки возили бочки с водой на быках, работали в три смены. От работы сводило руки судорогой. Из Ермолаево ходили пешком на работу всей сменой. Однажды Миша опоздал, пришлось идти одному, от усталости прилег, не заметил, как уснул, да чуть не замерз.


В 16 лет Михаил поступил в Мелеузовскую автошколу, там платили стипендию 30 рублей, кормили, жили на квартире. После учебы было распределение в автоколонну Дувана. Очень тяжело добирались в те времена: сначала на поезде, затем в кузове машины.


Был 1945 год, составы направлялись на восток – шла советско-японская война. Ребята купили билеты, но сесть в поезд было невозможно, добирались на подножке, а был морозный декабрь. В дорогу мать дала вареные яйца, пышки, их хватило до Дувана. Но в автоколонне они не были нужны – директор тут же отпустил их домой. Добираться назад было еще сложнее, повезло в Стерлитамаке: разгрузилась машина с Ермолаевского спиртзавода – вот и поехали на ней.


По приезде стал работать на спиртзаводе: рабочих не хватало, и дрова, и картошку - все грузили сами. Сначала его поставили на паровые машины, потом на локомотив электростанции, оттуда шло электричество с шести утра до часа ночи – освещались шахты и спиртзавод. Потом пересел на машину, стал возить уголь в котельную.


Когда исполнилось 20 лет, Михаила призвали в армию, полтора месяца только везли в Хабаровск – ни с чем несравнимое ощущение обширности нашей страны. Сначала служил водителем на «Студебекере». А через год Михаил решил поступить в школу автомехаников. Чтобы исполнилось желание, написал маршалу Р. Я. Малиновскому как депутату Верховного Совета. Вопрос решился очень быстро, дали денег, отправили в Приморье на обучение, после школы командировали в Китай механиком.


- Красная, желтая, серая пыль, - рассказывает Михаил Чуносов. - Дорога, как одурелая, срывается с сопок в заболоченные долины. Увидели китайцев: все в черных брюках, в черных куртках, в резиновых шлепанцах, в национальных шляпах – и девушки, и мужчины – все одинаковые.


В то время служили в военно-воздушных силах четыре года. По возвращении в родное село - вновь работа на спиртзаводе, а когда открылся Маячнинский разрез, предложили работу водителем на Скорой помощи.


Но недолго возил медиков Михаил Васильевич, романтика позвала в тайгу. Сразу вспоминается песня: «А я еду, а я еду за туманом, за туманом и за запахом тайги». В то время в Братске строили водохранилище, шла очистка ложа. От тех лет остались воспоминания: необыкновенного цвета вода в Ангаре, охота в тайге, потрясающей красоты природа.


- Но все время тянуло на родину, поэтому вернулся, - продолжает Михаил Васильевич. - Позвали работать художником в кинотеатр. Я рисовал с детства, с удовольствием делал рекламу. Если фильм не очень интересный, я выдавал такую афишу, что собирался полный зал. А в 1963 году сестра Валентина познакомила меня с директором Дома пионеров Анной Николаевной Коротченко. Дом пионеров тогда занимал весь второй этаж Дома культуры, который располагался в парке. Сразу начал вести авиамодельный кружок, ИЗО, лепку, фотографию. Параллельно работал в восьмилетней школе – вел уроки рисования.


Наверное, именно это время раскрыло предназначение Михаила Васильевича. Высшие силы одарили этого удивительного человека художественным талантом, тонким вкусом. В свое время он не учился в художественной школе, но, работая в Доме пионеров, заочно окончил Московский институт искусств имени Н. Крупской: отправлял по заданию свои работы, затем получал назад с рецензией. Его ученические труды – работы зрелого художника, обучение только закрепило то, что писала душа.


- Нельзя объяснить, откуда приходит вдохновение. Надо любить! Речку, небо, облака, каждую травинку. Мы ведь все по-разному относимся к окружающему, не всегда замечаем это чудо! Надо ощущать, чувствовать, любить. Картина художника должна брать в плен, чтобы от нее нельзя было оторвать глаз. Мне удалось побывать в Эрмитаже, в картинной галерее Горького (ныне Нижний Новгород). Это незабываемые впечатления! Для чего живем? Чтобы познавать! Помните, как у Горького Макар Чудра говорил: «Ты славную долю себе выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай – вот и все!». Вот сколько живу – не могу насладиться этой жизнью.


Разговаривая с Михаилом Васильевичем, не ощущаешь, что ему со дня на день будет 90 лет. Это бодрый (так и хочется написать «молодой») человек, а самое главное - в нем столько доброй энергии, и он готов ею делиться. Мы понимаем, что на долю этого поколения выпали тяжелые годы, но Михаил Васильевич умеет так рассказывать, что тяготы того времени тонут в море восторга от того, как он показывает, сколько нам дарит жизнь. Михаил Чуносов завораживает своими рассказами – и нет им конца и края. Прекрасная память сохранила потомкам многое – сиди, лови каждое слово - слушай, запоминай, записывай. Где, кто расскажет о том, что происходило еще в прошлом веке? На вопрос, в чем секрет долголетия, Михаил Васильевич отвечает:


- Любовь к жизни и, конечно, общие интересы с подругой жизни. В 1963 году летом на танцах в ермолаевском парке познакомился с Антониной Михайловной Сазоновой, дружили, поженились. Сначала жили с ее родителями в доме, потом переехали в трехкомнатную квартиру. Мы всегда все решали вместе, и очень важно, что совпали интересы. В марте, не успел сойти снег, а мы с ней в поле пошли картошку печь. Очень любили путешествовать, всю округу пешком обошли, на велосипедах объездили. Купили мотоцикл с коляской, всегда детей с собой брали. Поставили цель заработать на машину: я после работы писал в мастерских по заданию сельсовета плакаты, портреты вождей. Купили машину, но все равно: приедем к лесу, машину оставим на опушке, а сами в поисках грибов столько километров пройдем!


Чуносовы вырастили двоих детей: Ольгу и Василия, помогали воспитывать двух внучек – Наташу и Юлю. Сейчас в их доме частые гости правнуки: Дима, Ярослав, Даша, Тася.


Нам бы спокойную старость прожить:

Друг друга любить, чаще в гости ходить –

Все что имеем – любить и лелеять.

Нам бы с тобой позабыть свою старость,

Чтоб каждый день приносил свою радость. (М. Чуносов)


- Для чего мы живем? – размышляет Михаил Васильевич, - познавать мир! Самое простое – через чтение. Моя бабушка по материнской линии была книгочеей. На нижнем этаже их двухэтажного дома располагалась большая библиотека, какие книги там были – большие, в кожаных переплетах, с толстыми листами, а какие иллюстрации! Ведь читая, проживаешь еще несколько жизней вместе с героями.


Невозможно перечислить всего, что умеет делать этот потрясающий человек: выращивает цветы (и дома, и на огороде), кусты барбариса – кропотливо взращивались из одной семечки – теперь это зависть всех, кто видит. Михаил Васильевич – умелый резчик по дереву: в доме много сделано его руками. Он дал знания стольким ученикам, но самое главное, наверное, он открывает нам прекрасное.


Читайте нас: