Все новости
Социум
23 Августа 2019, 11:00

Я не верю в телефоны доверия

Сегодня хочу поговорить с вами о сложной и трудной теме – кризисных состояниях детей и подростков, приводящих к суицидам или другим жизненным трагедиям

На протяжении многих лет практики моё мнение о причинах кризисных состояний детей и подростков постоянно менялось. Ясно одно, что причина самоубийств, кроется не только в депрессиях, обидах и разочарованиях.
Человек приходит в этот мир чистый, как лист бумаги. Его память абсолютно прозрачна, эмоции примитивны и жизненный опыт «нулевой».
Ребёнок, проживая своё детство, учится жить в обществе других людей. Семья накладывает отпечаток на его восприятие эмоций, отношение к людям, прививает опыт решения проблем.
Родитель, сам когда-то «ребёнок» берёт на себя груз ответственности - научить своего малыша жизни, не осознавая, что с опытом побед, он передаёт и опыт поражений. Дети становятся маленькой копией мам и пап. Более того, зная историю и уклад жизни семьи можно просчитать или предотвратить некоторые трагедии.
Что родитель формирует в ребёнке? Прежде всего - гигиенические навыки; моральные нормы поведения; алгоритм взаимоотношений в обществе; способность к труду; реагирование на победу, удачу, порицание или поражение; стрессоустойчивость; полноценное достижение целей и самое главное определение смысла жизни.
Вырваться из «сценария жизни» семьи очень трудно. В народе говорят, что каждая дочь отчасти повторяет судьбу матери. В этой фразе есть смысл, потому что дочь бессознательно копирует свою мать и с возрастом, становится на неё похожа. А сыновья? С мальчиками не всё так просто, они могут быть, как продолжением рода отца, так и полными антагонистами. Это зависит от взаимоотношений родителей между собой и от позиции матери к отцу и его семье. Помните классическую фразу: «копия его»? Обычно так говорят родители нашаливших детишек, те всё плохое от него или от неё, но не от меня.
Чему надо учить детей, прежде всего? Ответ простой, вы и сами его знаете: терпению, уметь проигрывать достойно, уступать слабым и младшим, терпеть трудности, быть благодарным и отдатливым на любовь и заботу близких.
Постарайтесь воспитывать ребёнка не «проживая» за него жизнь! Пусть его опыт будет полноценным. Не забывайте, что дети не наша собственность, они нам не принадлежат. «Нашими» они останутся только при взаимной любви, уважении, понимании. Поэтому, всегда учитывайте мнение ребёнка, особенности его характера, увлечения и аспекты возрастного личностного развития.
Учите детей проигрывать! Возможно, это странно звучит, но именно у «двоечников-троечников» самая стрессоустойчивая психика. Отличника наругают и он в стрессе, а двоечник сто раз в дверь заглянет и измором вынудит педагога согласиться на пересдачу. При этом выслушает нотацию, свою «потрясающую» характеристику, сдаст предмет, как сможет, педагога доведёт до белого коленья и довольный побежит к друзьям. Ну и кто выживет в жерновах реальной взрослой жизни?!
Не ставьте перед детьми нереальные задачи и цели. У каждого из нас есть свой потолок, выше него не прыгнешь. И даже если удача улыбнётся и человек выскочит за пределы круга, жизнь вернёт его на своё место. Пусть лучше ребёнок развивается стабильно по горизонтали, чем прыгнет наверх и разобьётся.
«Ребёнка воспитывают пока он поперёк лавки лежит», что толку воспитывать двухметровую детину?! Всё, что вы вложите в детей до 7-8 лет, то и пожнёте потом.
Искусственно создавайте в семье общие увлечения, которые будут объединять всех. Дети вырастут, и на первое место встанет общение с друзьями, но они уже не изменятся и не поддадутся чужому влиянию! Не выходите «замуж и не женитесь» на работе! Вы упустите самые яркие, неповторимые моменты семейной жизни и так и узнаете своих детей.
Помогите ребёнку освоить одиночество, потому что человек по сути своей одинок! Объясните детям, что одиночество – это не слабость, это возможность чтения, саморазвития, познания мира без чужого влияния. Поймите, плох тот родитель, который не подготовил своих детей к своему уходу, когда-то это всё равно случится.
Что делать, если ребёнок попал в трудную жизненную ситуацию или находится в эмоциональном угнетённом состоянии? Если у вас близкие, дружественные отношения с ребёнком, то хороший разговор по душам поможет пережить первую любовь, обиды на друзей, ошибки, поражения или трагедии. Создайте дома атмосферу полного принятия ребёнка, не надо его осуждать или нещадно ругать за уже осознанные ошибки, надо дать шанс всё исправить. Дети должны интуитивно чувствовать ваши абсолютное принятие, даже сели они наказаны. Эмоциональное отчуждение намного трагичнее физического наказания.
Гордитесь, радуйтесь и проживайте каждую победу своих детей так, как будто они покорили мир!
Что касается помощи из вне, если вы не справляетесь…
Я не верю и не вижу выхода в «телефонах доверия» - это на 90% неработающий проект, не верю в современную школьную педагогику, тк у учителей сейчас нет времени на воспитание подрастающего поколения, не верю в вездесущую депрессию, поскольку депрессия – это психическое заболевание и им не может болеть каждый пятый ребёнок!
Я верю в профессионалов психолого-психиатрических служб, прошедших специализированную подготовку по оказанию помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Верю в тренеров спорта, обладающих огромным авторитетом и заменяющим многим детям родителей.
Верю педагогам культуры, музыки и танцев, объединяющих вокруг себя детей и родителей. Люблю художественных руководителей театров и кружков самодеятельности, позволяющих детям проживать и переносить опыт жизни своих героев.
И верю некоторым священнослужителям, потому что вера – это один из самых мощных ресурсов человека, чётко дающая ему понять, что жизнь нам не принадлежит! Человека в конфликте с жизнью ничего не останавливает – ни любовь близких, ни страх перед смертью, ни боль за детей или родителей.

Остановить может только конфликт с Богом!
Эпилог: живите хотя бы ради интереса к самому явлению жизни и формируйте в детях понимание, что мир не вокруг них, мир внутри нас!
Специально для жителей Куюргазинского района, с уважением Лилия Игоревна Михайлова, клинический психолог. Если вы хотите поговорить на другие темы, то пишите в комментариях или главным редакторам районных газет.


Читайте нас: